Как выглядит датчик холостого хода - Camaro-Club.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как выглядит датчик холостого хода

Как проверить датчик холостого хода: диагностика ДХХ своими руками

Инжекторный двигатель, в отличие от устаревших карбюраторных аналогов, работает под управлением электронно-механической системы. При этом электронные компоненты являются основными, образуя электронную систему управления двигателем (ЭСУД).

При этом в списке основных датчиков можно выделить: датчик коленвала, датчик распредвала, температурный датчик, датчик положения дроссельной заслонки, а также ДМРВ и датчик-регулятор холостого хода (датчик РХХ). Далее мы рассмотрим, где находится датчик холостого хода, какие признаки его неисправности, а также как проверить датчик холостого хода.

Читайте в этой статье

Неисправности датчика холостого хода

Итак, датчик холостого хода (также называют регулятор холостого хода, клапан холостого хода) отвечает за работу двигателя в режиме холостого хода. Как правило, находится РХХ рядом с ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), то есть на дроссельном узле.

При этом водитель должен знать, какие признаки неисправности датчика холостого хода можно выделить, а также как проверить датчик холостого хода:

  1. Прежде всего, на проблемы с указанным датчиком укажет нарушение работы ДВС на холостых оборотах. Двигатель может работать нестабильно, глохнуть, обороты могут плавать, поднимаясь и опускаясь. При этом данные признаки проявляются «на холодную» и/или «на горячую», на неподвижном авто или в движении при переходе на нейтральную передачу.
  2. Бывает и так, что не прогретый двигатель работает крайне нестабильно, однако после прогрева работа ДВС нормализуется. При этом, пока мотор не прогреется, приходится подгазовывать, или постоянно держать холостые обороты повышенными.
  3. Также на приборной панели автомобиля часто горит «чек». Если загорание данного индикатора неисправности сопровождается сбоями в работе на ХХ, тогда необходимо проверять регулятор холостого хода в первую очередь.

Так или иначе, причин для такой неисправности много, при этом одной из них вполне может оказаться датчик холостого хода. Само собой, указанный датчик нужно проверять.

Чистка регулятора холостого хода

Вполне очевидно, что на любом автомобиле с инжектором датчик холостого хода может выйти из строя (РХХ ВАЗ или регулятор холостого хода на иномарке). Обнаружив рассмотренные выше симптомы неисправности и признаки неполадок датчика-регулятора холостых оборотов во время работы ДВС на холостом ходу, клапан холостого хода ВАЗ или другого автомобиля нуждается в диагностике.

При этом не следует торопиться приобретать новый датчик для замены без проверки старого. Еще раз напомним, двигатель может работать нестабильно по целому ряду причин, тогда как регулятор является только одним из возможных вариантов. Также датчик может быть исправен, но загрязнен.

  • Для начала нужно почистить датчик холостого хода, так как его загрязнение обычно приводит к серьезным сбоям. При этом место установки такое, что датчик загрязняется достаточно активно, а сам РХХ в силу особенностей конструкции отличается чувствительностью к загрязнениям.

На деле, достаточно карбиклинером или любым другим похожим очистителем намочить мягкую ветошь или вату, после чего аккуратно почистить контакты датчика. Далее остальные элементы регулятора также активно протираются ветошью, смоченной в очистителе. При этом чистить можно интенсивно (например, при помощи мягкой щетки), удаляя грязь с иглы, штока, пружины РХХ.

Как проверить регулятора холостого хода

Что касается диагностики, проверить датчик холостого хода своими руками относительно просто. Сняв регулятор холостого хода, необходимо подать питание на устройство. Далее, на иглу регулятора следует положить палец.

После помощник в салоне включает зажигание. В этот момент на датчик идет напряжение, конусная игла в норме должна сдвинуться с места. Если же игла не движется, это говорит о том, что на датчик не приходит питание или же само устройство неисправно.

Добавим, что кроме проверок самого регулятора важно проверять и цепи питания/сигналов управления от ЭБУ. Для этого на клеммах разъема датчика во время включения зажигания должно быть напряжение 12 В. Меньшее напряжение укажет на слабый заряд АКБ или другие возможные потери по питанию.

Если же напряжения нет, тогда причиной может быть проводка или блок управления. По этой причине рекомендуется отдельное внимание уделять всем рассмотренным элементам, а не только РХХ.

Далее клеммы тестера подсоединяют к выводам A и B, после C и D, замеряя сопротивление (норма 53 Ом). После сопротивление меряется по парам A/C, B/D (норма — бесконечно большое сопротивление). Если показания отличаются, регулятор нужно чистить, ремонтировать или менять.

В любом случае, нужно снять датчик ХХ с автомобиля, подсоединить колодку и пальцем определить работоспособность иглы при подаче питания. В тот момент, когда зажигание включается, игла должна выдвигаться полностью (пальцем можно определить легкий толчок). Опять же, если толчка нет, скорее всего, регулятор неисправен.

Подведем итоги

Как видно, датчик холостого хода является важной и ответственной деталью в устройстве ЭСУД двигателя автомобиля. При этом важно понимать, что РХХ представляет собой электромеханическое решение, то есть проблемы могут возникать части электрики или механики.

Проверка регулятора холостого хода мультиметром

Стабильную и ровную работу двигателя автомобиля поддерживает большое количество разнообразных датчиков и систем. Например, когда полноценная нагрузка отсутствует, клапан дросселя находится в закрытом положении, но, тем не менее, силовой узел продолжает работать. Поддержание оборотов, без постоянной необходимости заводить ДВС после каждой остановки, возможно за счет регулятора холостого хода (РХХ). Даже небольшая поломка этого элемента может доставить большой дискомфорт водителю.

Датчик холостого хода: устройство, назначение, принцип работы

Датчик холостого хода визуально выглядит как электродвигатель, который имеет конусообразную иглу. Необходим регулятор для стабилизации и контроля над холостыми оборотами.

Главная задача РХХ – обеспечивать подачу необходимого количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостом ходу. Поток воздуха должен поступать в двигатель по периферийному каналу. Контролировать обороты возможно благодаря сечению канала, который управляется конусообразной игрой датчика.

Принцип работы основывается на анализе датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) количества поступающего потока и передаче данных ЭБУ. Далее в ход вступают форсунки инжектора, которые подают определенное количество топлива, которое необходимо для поддержания хода автомобиля.

Отдельно блок управления принимает показатели датчика положения коленвала, чтобы определить количество оборотов мотора в разных ситуациях. Одновременно с этим, ЭБУ контролирует работу РХХ, чтобы в нужный момент открыть периферийный канал для подачи воздуха, с целью поддержания определенного количества оборотов ДВС.

Регулятор холостого хода может изменить размер сечения дополнительного канала. После момента включения зажигания, шток датчика выдвинут до тех пор, конусообразная игла не займет калибровочное отверстие. РХХ самостоятельно открывает канал для подачи воздуха. Кроме того, если охлаждающая жидкость слишком холодная, датчик холостого хода может обеспечить более сильный поток воздуха для быстрого прогрева. За счет этого, автомобиль может стартовать без предварительного прогревания двигателя.

Располагается РХХ около ДПДЗ; отличается пластиковой накладкой электродвигателя, которая выступает над всем узлом. Питает датчик провод от общего жгута, который подключен к общему контроллеру.

Виды датчиков холостого хода

На сегодняшний день автомобильные производители представляют несколько типов РХХ:

  1. Соленоидный датчик. Работает, основываясь на электромагнитной силе. После того как на катушку попадает напряжение, сердечник прячется. Клапанная заслонка открывает возможность потоку воздуха беспрепятственно поступать внутрь. После отключения соленоида периферийный канал блокируется.

Контроль работы датчика происходит за счет динамики частоты командных сигналов. Определенное количество воздуха имеет свой частотный эквивалент, что позволяет четко регулировать работу РХХ.

  1. Шаговый. В технической структуре такого датчика предусмотрен кольцевой магнит и обмотки. Из-за шаговой подачи напряжения на каждый элемент, под воздействием магнитного поля, вращается главный ротор. Исполняющий механизм в зависимости от положения ротора контролирует открытие воздушного протока.
  2. Роторный датчик. Контроль происходит за счет поочередных частотных импульсов. Очень схож по структуре с соленоидным РХХ, но главное место в конструкции занимает непосредственно ротор.

Возможные проблемы в работе датчика холостого хода, признаки неисправности

Как и любой механизм, регулятор холостого хода не застрахован от неисправностей или поломок. «Симптомы болезни» будут очень схожи с поломками десятков датчиков, и датчиком положения дроссельной заслонки в частности. Однако если проблема в датчике дросселя – водитель увидит индикатор «check engine», если же проблема в РХХ бортовой компьютер может не показывать ошибку.

Понять, что регулятор работает неисправно можно по нескольким признакам:

  • На холостом ходу мотор может произвольно глохнуть, обороты крайне неустойчивы без поддержки педали акселератора.
  • Самопроизвольная динамика оборотов двигателя.
  • Двигатель глохнет при переключении передачи или при старте с места.
  • При запуске мотора на холоде обороты не повышаются.
  • Обороты резко падают при работе фар или печки.

Причин неисправностей еще меньше, чем «симптомов»:

  1. Естественный износ конусовидной иголки датчика.
  2. Нарушение целостности контактов внутри тела электродвигателя регулятора.

Методика проверки датчика при помощи мультиметра

Самый надежный и распространенный способ проверить работоспособность датчика – воспользоваться мультиметром. Но для этого регулятор предварительно нужно снять. Обычно, он крепится несколькими винтами около датчика дросселя, но на некоторых автомобилях может быть закреплен специальным раствором или лаком.

Демонтировать РХХ с применением силы нельзя, поскольку существует большой риск повредить впускную систему. В подобном случае придется снимать весь дроссельный узел.

Для проверки электромотора необходимо замерять сопротивление обмоток. Контакты мультиметра нужно поочередно подключать на каждую из обмоток A и B, C и D. Если все работает исправно, то полученные данные попадут в диапазон 40–80 Ом.

В качестве дополнительной проверки мультиметром контакты можно поменять местами. Датчик, в таком случае, должен показать обрыв электрических цепочек.

Самодельный тестер РХХ

В некоторых случаях проверять регулятор холостого хода мультиметром на грани бесполезности. К примеру, на впрысковых ВАЗ. В таком случае данные мультиметра не будут информативными, поскольку главной проблемой является закоксовывание винтовой пары. Такая проблема ведет к заеданию датчику, из-за чего он просто не может обеспечивать постоянный поток воздуха.

Читайте также:  Размер ступицы ваз 2108

Некоторые умельцы самостоятельно изготовляют устройства для проверки РХХ в такой ситуации. Для самодельного тестера необходимо иметь под рукой трансформатор зарядного устройства телефона на 6В переменного тока. Если использовать контроллеры поочередно, можно проверить прямой и обратный ход регулятора. Рабочее устройство засветит лампочку индикатора тусклым светом, а обратный эффект подскажет о заедании и необходимости ремонта.

Что делать, когда обнаружилась поломка?

Чаще всего главным истоком всех поломок регулятора холостого хода является налипание пыли и грязи. В таком случае можно самостоятельно попробовать зачистить датчик.

После того как датчик отсоединен, все контакты необходимо протереть спиртом или специальной жидкостью. В случае если игла или шток сильно покрыты грязью – можно воспользоваться WD-40. В качестве дополнительной страховки, лучше проверить состояние дроссельного клапана и, при необходимости, провести зачистку. Если же очистка не помогла, будет лучше полностью заменить неработающее устройство и не ставить под вопрос безопасность участников дорожного движения.

Детально ознакомиться с технологией проверки датчика холостого хода можно на видео:

Датчик холостого хода: принцип действия,устройство,виды,фото,назначение

Электронная система управления двигателем автомобиля (ЭСУД) имеет в качестве одного из исполнительных устройств регулятор холостого хода (РХХ). В простонародье — датчик холостого хода.

Что такое регулятор холостого хода?

Он представляет собой шаговый электродвигатель, который своей запорной иглой по сигналу с блока управления ЭСУД перекрывает или наоборот открывает канал подачи воздуха в двигатель. Тем самым обеспечивается пуск двигателя и поддерживаются необходимые обороты холостого хода. Поэтому при выходе регулятора ХХ из строя в первую очередь начинаются проблемы с запуском и работой двигателя на холостых.

Виды датчиков холостого хода

На сегодняшний день автомобильные производители представляют несколько типов РХХ:

  1. Соленоидный датчик. Работает, основываясь на электромагнитной силе. После того как на катушку попадает напряжение, сердечник прячется. Клапанная заслонка открывает возможность потоку воздуха беспрепятственно поступать внутрь. После отключения соленоида периферийный канал блокируется.

Контроль работы датчика происходит за счет динамики частоты командных сигналов. Определенное количество воздуха имеет свой частотный эквивалент, что позволяет четко регулировать работу РХХ.

  1. Шаговый. В технической структуре такого датчика предусмотрен кольцевой магнит и обмотки. Из-за шаговой подачи напряжения на каждый элемент, под воздействием магнитного поля, вращается главный ротор. Исполняющий механизм в зависимости от положения ротора контролирует открытие воздушного протока.
  2. Роторный датчик. Контроль происходит за счет поочередных частотных импульсов. Очень схож по структуре с соленоидным РХХ, но главное место в конструкции занимает непосредственно ротор.

Назначение регулятора РХХ

Используется регулятор холостого хода исключительно в электронных системах зажигания:

  • пропорции топливной смеси в инжекторе составляет бортовой компьютер;
  • количество бензина или солярки для каждого цилиндра отмеряет ЭБУ;
  • в электронное зажигание установлены датчики

(воздуха), ДД (детонации), по сигналам которых срабатывает топливный насос и распределяется зажигание по конкретным цилиндрам;
при отпущенной педали газа топливная заслонка закрыта полностью, пропорции топливной смеси нарушены, продукты сгорания засасываются обратно в камеру сгорания из-за разницы давления во

По результатам сигналов датчика воздуха контроллер принимает решение о дополнительном обогащении топливной смеси воздухом, игнорируя в этот момент показания датчика дроссельной заслонки.

Фишка на РХХ передает сигнал от ЭБУ, в регуляторе холостого хода открывается обводной канал, по которому проходит воздух в инжекторе либо дополнительное топливо в дизеле. Обороты мотора выравниваются, снижается износ поршневой и коленвала

Принцип действия

В карбюраторных моторах проблему обогащения смеси при запуске ДВС решала пусковая ручка и регулировочные шайбы. С возникновением электронного зажигания этим занимается регулятор холостого хода в комплексе с остальными датчиками и ЭБУ. Его принцип работы выглядит следующим образом:

  • калибровка РХХ производится контроллером ЭБУ автоматически после обнаружения этого датчика в системе;
  • фактически РХХ является шаговым электродвигателем с конусной иглой в специальном отверстии обводного канала дроссельной заслонки;
  • РХХ контакт никаких сигналов в «мозг» машины не передает, но получает их от контроллера, поэтому является не датчиком, а исполнительным устройством – электроклапаном;
  • в свою очередь, бортовой компьютер «видит», что в топливной смеси недостаточно воздуха по сигналам ДМРВ, сравниваемым с сигналами ДПДЗ;
  • на регулятор ХХ подается напряжение, игла выходит из канала, недостающее количество воздуха поступает в смесь для смешивания.

Кроме того, ЭБУ получает сигналы о температуре охлаждающей жидкости и масла в системе. При запуске в холодное время года необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы снизить износ деталей трения, поэтому канал РХХ приоткрывается для обогащения смеси инжектору, даже без нажатия педали газа водителем.

В момент старта алгоритм работы следующий:

  • ключ поворачивается, включается зажигание;
  • шток выдвигается до упора, игла перекрывает байпасный канал;
  • в момент упирания штока в калибровочное отверстие компьютер отсчитывает шаги назад;
  • на обмотки подается напряжение, клапан возвращается в открытое положение.

Количество обратных шагов запрограммировано в прошивке прибора. Например, у модификаций Basch на прогретом ДВС оно составляет 50 шагов, Январь – 120 шагов, соответственно. В общей сложности ход штока разбит на 250 шагов, чем дальше он вытянулся из обмоток шагового электродвигателя, тем большее количество шагов отсчитает ЭБУ. При покупке нового РХХ расстояние от фланца посадочного до иглы штока должно быть 23 мм ровно.

Признаки неисправности датчика холостого хода

Основной проблемой будет то, что данная деталь не оснащена каким-либо из видов самодиагностики. На панели управления вы не увидите мигающей лампочки или надписи, которая будет говорить о неисправности РХХ. Все будет зависеть от вашей внимательности, и того как вы чувствуете и слышите свой автомобиль. Признаками, которые свидетельствуют что деталь стоит проверить, будут:

  • автомобиль начал глохнуть на холостых оборотах (неравномерные обороты холостого хода);
  • резкое падение или увеличение оборотов во время холостого хода;
  • при езде на холодном двигателе, обороты не повышаются;
  • при переключении передачи, автомобиль глохнет.

Причин, по которым РХХ вышел из строя, немного. Как говорили раннее — это достаточно надежная деталь, но все же может выйти из строя. Причин неисправности может быть несколько:

  1. Износ иглы направляющего регулятора.
  2. Обрыв контактов внутри детали.
  3. Засорение иглы по причине некачественного топлива.

Как мы все с вами знаем топливо – одно из самых важных составляющих работы как двигателя, так и автомобиля в целом, и датчик холостого хода не является исключением. Большинство причин поломки детали — это использование бензина с примесями.

Профилактические меры

Для того, чтобы не столкнуться в будущем с полной неисправностью регулятора, периодически стоит проводить процесс чистки, описанный выше. Насколько часто проводить процесс чистки зависит от того, как активно вы пользуетесь своим транспортным средством. Если автомобиль – рабочий транспорт – рекомендуется раз в год проверять и проводить чистку датчика, если вы пользуетесь им только для себя – достаточно будет раз в два года. Но, конечно же, не забывайте о признаках неисправности детали, если они появились – не откладывайте.

Это поможет вам избежать полного выхода детали из строя и наслаждаться качественной ездой.Вместе с вами мы приходим к выводу, что деталь неприхотлива, проста в своей функциональности и использовании. Не забывайте: своевременное обнаружение неисправности — залог продуктивности работы автомобиля в целом. Полноценная работа двигателя зависит от исправности каждой его составляющей, и, если вы запустите любую деталь, в том числе и датчик холостого хода, — это может привести к более трудоемким процессам ремонта и выходу из строя всего автомобиля.

Проверка датчика холостого хода

Провести диагностику детали достаточно несложно, но обратите внимание на несколько моментов. Первой проблемой может быть снятие детали, большинство производителей крепят датчик ХХ на винты, и в крайнем случае их можно высверлить, но в некоторых вариациях деталь установлена на лак. Если ваш регулятор зафиксирован лаком, будьте осторожны, ни в коем случается не отрывайте его с применением силы, так как можно повредить впускную часть автомобиля. В вашем случае будет правильно демонтировать дроссельный узел полностью и лишь потом отсоединить РХХ.

Самый простой способ проверки конечно же визуальный осмотр. При визуальном осмотре первое, на что стоит обратить внимание — это загрязнение иглы. Так же обратите внимание на состояние контактов и самой дроссельной заслонки.

При обнаружение оборванных проводов их требуется вернуть на место. Припаяйте их и, во избежание коррозии, обработайте лаком.

Будет уместно, по возможности, произвести проверку РХХ мультимером или самодельным тестером. Мультимером вы сможете проверить сопротивление, а самодельным тестером (сделать можно из зарядки мобильного телефона) проверите ход штока регулятора.

Если вы обнаружите что мотор разрушен, полностью выработан шток или изношена конусная игла — деталь потребуется заменить. Не расстраивайтесь из-за этого слишком сильно, стоимость детали будет составлять всего около 1000 рублей.

Методика проверки датчика при помощи мультиметра

Самый надежный и распространенный способ проверить работоспособность датчика – воспользоваться мультиметром. Но для этого регулятор предварительно нужно снять. Обычно, он крепится несколькими винтами около датчика дросселя, но на некоторых автомобилях может быть закреплен специальным раствором или лаком.

Демонтировать РХХ с применением силы нельзя, поскольку существует большой риск повредить впускную систему. В подобном случае придется снимать весь дроссельный узел.

Для проверки электромотора необходимо замерять сопротивление обмоток. Контакты мультиметра нужно поочередно подключать на каждую из обмоток A и B, C и D. Если все работает исправно, то полученные данные попадут в диапазон 40–80 Ом.

В качестве дополнительной проверки мультиметром контакты можно поменять местами. Датчик, в таком случае, должен показать обрыв электрических цепочек.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ДАТЧИКА ХОЛОСТОГО ХОДА

Часто причиной неправильной работы регулятора холостого хода является его загрязнение. В такой ситуации можно заменить датчик (стоимость которого невелика) или очистить его. Очистка датчика холостого хода проходит в два этапа: Специальным средством (например, которое используется для очистки карбюратора) нужно смочить ватную палочку и ею очистить контакты датчика. Делать это необходимо осторожно, чтобы не повредить их; Остальные детали регулятора можно очистить механическим путем с использованием обозначенного выше средства. Смочите им, например, зубную щетку и аккуратно прочистите иглу, шток, пружину, удаляя накопившуюся грязь.

Очистка иглы и обводного канала

Для обеспечения доступа к деталям клапана требуется снятие РХХ по технологии:

  1. отсоединение колодки от разъема;
  2. очистка контактов разъема и штекера ватной палочкой, смоченной WD-40;
  3. откручивание винтов фигурной отверткой;
  4. извлечение регулятора для проверки состояния.

Внимание: Разбирать регулятор не нужно, достаточно обрызгать пружинку и шток с иглой спреем WD-40, дождаться высыхания, прочистив в это же время обводной канал дросселя.

Регулировка производится самим контроллером бортовой сети. Однако для стабильной работы двигателя следует проверить расстояние от посадочного фланца до выступающего конуса иглы. По умолчанию оно должно быть 23 мм.

Нюансы выбора датчика холостого хода

Оригинальный датчик холостого хода имеет маркировку по типу ХХ-ХХХХХХХ-ХХ. Последние две цифры указывают метку совместимости:

  • нечетные (01 и 03) взаимозаменяемые, четные (02 и 04) также взаимозаменяемые;
  • между собой эти группы не взаимозаменяемые, то есть, вместо «родного» 02 нельзя эксплуатировать клапан 01 или 03.

Даже в оригинальных регуляторах не помешает дополнительно смазать РХХ смесью литола и WD-40 (пружинка и шток). Поскольку замена РХХ своими руками востребована автолюбителями, существуют контрафактные регуляторы, которые можно опознать по признакам:

  • на упаковке нет отличительных меток;
  • стикер желтого цвета на корпусе без рамки;
  • наконечник иглы темного цвета;
  • тонкое черное уплотнительное кольцо вместо толстого красного уплотнения;
  • заклепки корпуса не имеют шляпок диаметром 3 мм;
  • белая пружина вместо черного изделия с частой навивкой;
  • корпус короче на 1 мм.

Поскольку установка всегда производится собственными силами, смажьте шток и пружинку дополнительно для увеличения эксплуатационного ресурса РХХ и всего двигателя.

Таким образом, электромагнитный клапан РХХ ценой 300 – 500 рублей лучше иметь в запасе, чтобы произвести замену в полевых условиях для нормализации холостого хода ДВС. Указанные методы диагностики позволят определить неисправность регулятора и забившегося обводного канала дроссельной заслонки.

Датчик расхода воздуха: принцип работы,виды,неисправности,фото

Обратный клапан топливной системы:функции,виды,устройство и принцип действия

АКПП Tiptronic — что это такое и зачем он нужен?

Аккумулятор с технологией AGM — что это такое и как работает?

Датчик холостого хода: зачем нужен и как работает

Это изделие (правильнее его называть регулятором – РХХ, т. к. это исполнительное устройство) в автомобиле выполняет функцию настройки и стабилизации холостых оборотов. Датчик холостого хода подает в смесительную камеру необходимо количество воздуха по особому каналу, минуя дроссельную заслонку. Т. е. последняя будет закрыта, если двигатель работает на холостом ходу.

Принцип действия РХХ

Установленный на моторе датчик (ДМРВ) определяет объем входящего воздуха и подает сигнал ЭБУ, который «отдает команду» на «отправку» к форсункам необходимого количества топлива. Одновременно блок управления снимает показания датчика положения коленчатого вала и контролирует работу РХХ. Последнее действие выражается в подаче «команды» на открытие дополнительного канала.

Еще одна функция РХХ – регулировка холостых оборотов (700-900 в минуту) в зависимости от прогрева мотора. Если температура недостаточна, ЭБУ «приказывает» датчику увеличить проходимость канала: в итоге в камеру сгорания поступает больше воздуха, а блок управления одновременно подает больше топлива – в результате число оборотов увеличивается и силовой агрегат прогревается быстрее. Точно также, используя РХХ, ЭБУ учитывает изменение нагрузки на двигатель, связанные с подключением дополнительных потребителей: например, фар, салонного отопителя, обогрева заднего стекла, зеркал, сидений и т. д. В итоге мотор при любой нагрузке работает стабильно.

Конструкция РХХ

По своей сути это электродвигатель шагового типа, оснащенный конусообразной иглой, прижимаемой пружиной. Устройство размещается на дросселе с парой обмоток. Когда на одну из них подается импульс от бортового блока управления, игла делает шаг вперед. Присутствие напряжения на второй обмотке заставляет иглу перемещаться назад. На торце корпуса РХХ имеется фланец для удобства крепления с помощью винтов или специального лака. Уплотнение осуществляется посредством прорезиненного кольца.

Разновидности датчиков холостого хода

Самый простой вариант прибора изготавливается на основе соленоида – катушки. Когда на ее обмотки подается напряжение, находящийся внутри сердечник выскакивает и входит в специальное гнездо, уменьшая диаметр проходного канала. В итоге объем подачи воздуха уменьшается. Простота конструкции этого типа регулятора холостого хода гарантирует его небольшую стоимость. Но есть и серьезный минус: невозможность тонкой настройки пропускаемой способности дополнительного канала. Это связано с тем, что регулятор холостого хода функционирует лишь в открытом или закрытом положении.

Есть и другой тип РХХ – роторный. Принцип работы этого устройства схож с предыдущим. Но есть важное отличие: открытие и закрытие байпасного канала производится посредством ротора, который обеспечивает плавность работы регулятора. Однако на сегодня популярность завоевало шаговое устройство. В его конструкцию входит кольцевой магнит, ротор и 4 обмотки. На каждую из них поступает напряжение от ЭБУ. В итоге начинает вращаться стержень-ротор, который ввинчивается в канал, перекрывая его на нужное значение.

Где находится РХХ

Если у вас карбюраторный двигатель, то регулятор (в этом случае его обычно называют электромагнитным клапаном холостого хода) находится сбоку на самом устройстве, приготовляющем топливно-воздушную смесь. К устройству подходит одиночный провод (второй контакт катушки-соленоида подключен к «массе» автомобиля через корпус карбюратора). Определить местоположение датчика на инжекторном моторе не так сложно: обычно регулятор устанавливается рядом с дроссельной заслонкой и датчиком ДПДЗ, определяющего ее положение. Контактная колодка РХХ имеет четыре провода. В большинстве случаев регулятор холостого хода прикрепляется посредством пары винтов, иногда фиксируется на корпус заслонки при помощи лака.

Если на вашей машине использован последний способ, то при демонтаже устройства соблюдайте аккуратность: лучше всего сначала демонтировать дроссельный узел.

Наиболее характерные признаки неисправности датчика холостого хода

Определить их можно сразу же после пуска двигателя: в первую очередь:

  • мотор может «схватить» и сразу же заглохнуть после успешного пуска;
  • неустойчивая работа силовой установки при ее прогреве (плавание холостых оборотов как на «холодную», так и «горячую»);
  • после пуска силовой установки ее обороты не повышаются, чтобы быстрее набрать нужные градусы;
  • после достижения двигателем штатной температуры наблюдается самопроизвольное увеличение либо уменьшение числа оборотов на холостом ходу;
  • при подключении потребителей электроэнергии – фар, отопителя, кондиционера и т. п. обороты коленвала падают, а не стабилизируются.
  • авто дергается на ходу при малых оборотах ДВС;
  • После перехода с высшей передачи на низшую или наоборот (нейтральное положение КПП), мотор может заглохнуть прямо на ходу.

Здесь стоит отметить, что все вышеперечисленные признаки могут проявляться как по отдельности, так и одновременно. При этом лампа «Check» на проблемы с датчиком холостого хода может и не реагировать (что в большинстве случаев и происходит). Если же ошибка на панели приборов высвечивается, то это говорит о неисправности ДПДЗ – датчика заслонки.

Причины неисправностей

Наиболее часто клапан не работает из-за грязи, скопившейся внутри обводного канала. Гораздо реже бывает нарушена целостность обмоток соленоида. Еще может быть:

  • несоответствие прошивки ЭБУ разновидности РХХ (характерна для инжекторных двигателей).
  • чрезмерная изношенность иглы;
  • обрыв в катушке;
  • отсутствие контактов обмотки с выводами внутри датчика.

Как проверить регулятор холостого хода

Определить неисправность данного устройства в автомобилях, оснащенных бортовым компьютером, можно по выдаваемому им коду ошибки. Например, для ВАЗ2114-15 это 0505 (неисправность РХХ). Цифры 0507 говорят о чрезмерно высоких оборотах коленчатого вала, а 0506 – о низких. Идеальный вариант – протестировать регулятор холостого хода на специальном стенде в автосервисе. Однако это достаточно дорого, особенно если учитывать сравнительно небольшую стоимость самого РХХ. Поэтому стоит рассмотреть доступные методы проверки.

Диагностика РХХ на карбюраторном двигателе

Найдите электромагнитный клапан, который ввернут сбоку в карбюратор. Включите зажигание и отсоедините провод от клапана, потом снова подключите. Должны быть слышны характерные щелчки. Их отсутствие (при условии наличия напряжения 12 вольт на проводе, подходящего к клапану) говорит о неисправности устройства.

Ручное диагностирование

Это простейший метод, для реализации которого потребуется помощник. Алгоритм действий:

  • вытащите из гнезда штекер РХХ;
  • демонтируйте регулятор;
  • подсоедините разъем обратно, держа в руках РХХ;
  • попросите помощника завести мотор: шток исправного устройства в момент пуска полностью войдет в соленоид, а затем выдвинется обратно на некоторое расстояние.

Данным способом можно проверить работоспособность иглы и целостность обмоток катушки. Однако невозможно определить соответствие прошивки: игла должна выходить на строго определенное расстояние. Если следовать принципу «от простого к сложному», то выше рассмотрен начальный этап тестирования. Что дальше?

Как проверить датчик холостого хода с помощью мультиметра

Потребуется тестер, измеряющий сопротивление и напряжение. Чтобы определить возможные неисправности регулятора холостого хода, прикоснитесь щупами к контактам С, D и А, В: тестер должен показать 40-80 Ом. Далее измерьте сопротивление между контактами A, D и C, D: оно будет бесконечно большим. Теперь включите зажигание и переведите мультиметр в режим измерения напряжения. Между контактами А, В и C, D напряжение должно находиться в пределах 12-20 вольт.

Диагностика РХХ на самодельном стенде

Если вы обладаете минимальным опытом пайки радиодеталей, то простейшую схему можно собрать самостоятельно. Для этого понадобятся:

  • припой с флюсом;
  • паяльник;
  • зарядное устройство от мобильного телефона;
  • неполярный конденсатор 10 мкф на напряжение не ниже 10 вольт;
  • штекерная колодка от РХХ;
  • лампочка на 6 В;
  • любой выключатель на два положения.

Данный «стенд» поможет проверить устройство с помощью импульсов. Один из выводов «зарядки» подключите через разъем к контактам А и С датчика холостого хода. Ко второму проводу блока питания подсоедините последовательно лампочку – к ее другому контакту подключите тумблер. Параллельно его выводам припаяйте конденсатор, который одновременно нужно присоединить к контактам B и D. Включите блок в сеть 220 В и щелкните тумблером: яркое свечение лампы говорит о неисправности регулятора, если же она горит вполнакала, РХХ в норме.

Восстановление работоспособности регулятора холостого хода

Демонтируйте устройство, предварительно отсоединив электрический разъем. Включите зажигание и убедитесь с помощью тестера или любой лампочки с двумя проводками, что на устройство поступает питание от бортовой сети. Если здесь все в порядке, прочистите контакты ватной палочкой, обрызганной спреем WD40. Им же обработайте дополнительный канал, а также шток, пружину и иглу. Вылет последней регулирует блок управления автомобиля. Однако в спокойном состоянии у датчика холостого хода можно проверить расстояние от конца иглы до фланца РХХ: оно составляет 23 мм.

Особенности выбора РХХ производства РФ

Оригинальное изделие имеет собственную маркировку, в которой пара последних цифр показывает совместимость устройств. Взаимозаменяемыми являются четные и нечетные числа. Например, вместо датчика, где в конце маркировки стоит 01, можно установить прибор с последними цифрами 03. То же самое относится к четным цифрам: РХХ с обозначением 02 и 04 взаимозаменяемы. Т. е вместо 01 ставить 04 нельзя.

В последнее время на рынке автозапчастей появилось множество контрафактной продукции, в т. ч. и регуляторов холостого хода. Иногда удается их опознать по характерным признакам:

  • упаковка не фирменная – нет специальных меток, штрих-кодов, голографических наклеек;
  • на корпусе датчика стикер желтый и без наружной рамки;
  • игла имеет темный оттенок;
  • на корпусе регулятора у заклепок нет шляпок, диаметр которых должен составлять 3 мм;
  • герметизирующая прокладка-кольцо очень тонкая, имеет черный цвет вместо красного;
  • пружина – белая с редкой навивкой (должна быть черной);
  • корпус короче «родного» на 1 мм.

Как заменить датчик холостого хода

Перед началом работ снимите минусовую клемму с аккумулятора. От заменяемого датчика отсоедините четырехконтактныю колодку, предварительно нажав на фиксатор из пластика (если он имеется). Выкрутите пару винтов, крепящих регулятор. Возьмите новое устройство, смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо, пружину и шток: это увеличит срок службы регулятора.

Теперь нужно произвести калибровку вновь установленного изделия. Для этого поставьте минусовую клемму аккумулятора на место и включите зажигание на 15 секунд, не запуская двигатель. За это время блок управления произведет калибровку в автоматическом режиме. Далее заведите мотор и проверьте, как функционирует датчик на работающем силовом агрегате. Если холостые обороты выше нормы, то процедуру нужно повторить (возможно, не один раз). При нормально работающем регуляторе холостого хода на непрогретом двигателе тахометр покажет примерно 1000 об/мин. После достижения рабочей температуры, они упадут в район 800 об/мин. Стоит отметить, что расхождение с этими показателями может быть вызвано использованием некачественного топлива.

Диагностика регулятора холостого хода (РХХ)

Во всех современных автомобилях есть регулятор, поддерживающий обороты холостого хода. Если ХХ теряет стабильность, возможно причина в датчике. Чтобы узнать это, нужно проверить регулятор холостого хода (РХХ).

Виды и конструкции РХХ

Внешний вид датчика напоминает электрический двигатель, имеющий коническую иглу. Прибор ответственен за подачу нужного количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостом ходу.

Существуют несколько разновидностей подобных датчиков:

  1. На основе соленоида. Это наиболее простой вариант устройства. При подаче напряжения на обмотки прибора срабатывает сердечник и помещается в специальное гнездо для сокращения диаметра проходного канала. В результате становится меньше объём подачи воздуха. Данный регулятор стоит дёшево из-за простоты конструкции. Работает этот прибор только в закрытом либо открытом положении.
  2. Шаговый. В него входят обмотки и кольцевой магнит. Вращение основного ротора происходит благодаря шаговой подачи напряжения на все элементы конструкции под воздействием электромагнитной силы. Открытие воздушного протока регулируется исполняющим механизмом в зависимости от того, где расположен ротор.
  3. Роторный. Подача воздуха регулируется поочерёдными частотными импульсами. Конструкция датчика похожа на соленоидную PXX. Главную роль в конструкции играет ротор.

Как работает регулятор

Когда двигатель работает на холостом ходу, через дополнительный канал подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает воздух, необходимый для его стабильной работы. Сечение этого канала регулируется РХХ. Количество воздуха учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ). В соответствии с его количеством, контроллер подаёт топливо в двигатель через топливные форсунки.

По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер отслеживает количество оборотов двигателя. В зависимости от заданного режима работает РХХ, добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки .

На прогретом до рабочей температуры двигателе, контроллер поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора увеличивает обороты, обеспечивая его прогрев на повышенных оборотах.

Признаки неисправности

Регулятор холостого хода является исполнительным устройством и его самодиагностика в системе не предусмотрена. Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода часто лампа «CHECK ENGINE» не загорается. Симптомы неисправностей регулятора холостого хода во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает лампа «CHECK ENGINE».

Симптомы проблем с РХХ:

  • плавающий холостой ход;
  • плохой запуск двигателя, особенно зимой;
  • машина может глохнуть при сбросе газа, после переключения на нейтраль;
  • неконтролируемое повышение или понижение оборотов ХХ при штатной температуре двигателя;
  • падение оборотов после включения фар, кондиционера, отопительной системы;
  • дёрганье машины на ходу при небольших оборотах;
  • мотор глохнет при переходе с низшей передачи на высшую и наоборот.

Приведённые признаки могут проявляться все сразу, либо по отдельности.

Диагностика датчика

Проверить клапан холостого хода можно самостоятельно. Его неисправности можно разделить на две части: механические и электрические. Есть несколько методов проверки.

Визуальный осмотр

Для начала необходимо провести визуальный осмотр. Таким образом можно обнаружить дефекты корпуса, износ иглы, образование нагара. В случае образования отложений, почистить можно средством очистки карбюратора. Также рекомендуется почистить весь дроссельный узел, т. к. он в похожем состоянии.

Использование диагностических программ

Работу РХХ можно проверить с помощью диагностического адаптера и специальных программ. Например, можно использовать самый простой адаптер ELM327 и программу OpenDiagMobile. В меню программы нужно выбрать желаемое положение регулятора ХХ и посмотреть за работой клапана. Лучше выставлять минимум на 20 шагов больше, чем текущее положение.

Проверка проводки

Для этого нам понадобится мультиметр. На заглушенном двигателе снимаем разъём с датчика. Выставляем на измерительном приборе предел измерения 0-20 В постоянного напряжения. Измеряем напряжение на разъеме. В обычном случае должно быть 12 В.

Проверка сопротивления регулятора

Для этого нам понадобится измерить сопротивление между выводами A, B, а также C и D после отсоединения клеммы датчика. Мультиметр переводим в положение измерения сопротивления на пределе 0-200 Ом (Ω).

Нормальным значением является показатель в пределах 50-55 Ом. Сопротивление между A и C, B и D должно быть равно бесконечности.

Проверка с дроссельным узлом

Есть ещё один способ диагностики РХХ. Для этого понадобится снять дроссельный узел со шпилек вместе с датчиком.

При подключении разъема клапана и включении/отключении зажигания можно вживую наблюдать за работой РХХ. Посмотреть как работает игла, не затирает ли где-нибудь, проверить равномерность хода, услышать подозрительные звуки.

Калибровка нового РХХ

Что делать, если в результате проверки выяснилось, что датчик подлежит замене? Нужно откалибровать его.

  1. Проверяем расстояние от конца штока до монтажной пластины, оно должно быть не более 23мм.
  2. Отключаем минус от аккумулятора, обесточивая ЭБУ.
  3. Устанавливаем регулятор.
  4. Подключаем аккумулятор обратно.
  5. Включаем зажигание на 5 сек, не заводя двигатель. В это время происходит калибровка РХХ.
  6. Выключаем зажигание, завершая калибровку.
  7. Заводим двигатель и наблюдаем за холостым ходом.

Теперь вы знаете как работает регулятор холостого хода, как его проверить и в случае необходимости заменить. Как вы поняли в этом нет ничего сложного и все операции доступны даже начинающему автолюбителю.

Напоследок, видео о диагностике РХХ:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector