Ремонт по ОСАГО неоригинальные запчасти судебная практика - Camaro-Club.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ремонт по ОСАГО неоригинальные запчасти судебная практика

Некачественный ремонт по ОСАГО: Судебная практика

Содержание статьи

Восстановление машины пострадавшего после ДТП – обязанность страховой компании, выдавшей полис виновнику столкновения. СТО выбирается страховщиком и отвечает за выполненные работы, в том числе за некачественный ремонт автомобиля, перед страховой компанией, а не перед автовладельцем. Но автомобилист имеет прямое право на восстановление ущерба. Что делать если автосервис затягивает ремонт машины регламентировано Законом «Об ОСАГО» №40.

Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО

Закон «Об ОСАГО» предполагает два вида возмещения ущерба потерпевшей стороне:

  1. В денежном виде – после оформления документов и оценки ущерба средства переводятся на банковскую карту застрахованного лица, которое занимается последующим ремонтом самостоятельно.
  2. В виде направления на восстановительный ремонт – у СК есть договоры с авторемонтными компаниями, которые выполняют необходимые работы и получают средства непосредственно от страховщиков.

Выбор за страховой компанией. С одной стороны, страховщик не отправит машину «в гаражи», где высока вероятность получить кустарные услуги опасные для будущей эксплуатации. С другой, автовладелец:

  • ограничен в выборе СТО списком компаний, с которыми у страховщика есть договоры;
  • не заключает прямого договора с сервисом на выполнение работ – отношения между сторонами строятся посредством страховой компании.

Такое положение снижает возможности автовладельца контролировать качество ремонтных работ. За счет страховой машина ремонтируется строго до предаварийного состояния, с учетом износа. За многие работы, возможно, придется доплатить. До начала ремонта хозяин машины подписывает ряд документов, где должен установить, согласен ли он на доплату, на перечень работ, указанный в техзаключении после осмотра или отказывается от некоторых видов операций.

Принимать машину из ремонта нужно с учетом этих факторов. Некачественным ремонт по страховке считается если:

  • между кузовными деталями остались зазоры больше размера, чем ранее;
  • лакокрасочное покрытие нанесено небрежно, видны потеки, краска не совпадает с основным цветом;
  • двигатель и другие системы не работают, работают с перебоями – посторонний шум, плохая тяга, ошибки в электронике и прочее;
  • восстановление деталей и узлов выполнено некачественно – есть сколы, неровности и прочие дефекты обработки;
  • без согласия владельца использованы дешевые аналоги запчастей и расходных материалов;
  • машина не вернулась к хозяину в течение месяца.

Порядок действий после некачественного ремонта ТС

Пункт 17 стать 12 Закона №40 прямо возлагает на страховые компании ответственность как за организацию ремонта, так и за действия СТО-подрядчика. Если мастерская не выполнила своих обязательств по сроку и качеству работ, претензии клиент должен направлять страховщику. Алгоритм действий включает 5 этапов:

  1. Тщательный осмотр и проверка работы всех агрегатов при приеме машины на СТО. Если дефекты очевидны – администрация мастерской может добровольно исправить недостатки без дополнительных требований со стороны автомобилиста и СК.
  2. Прохождение независимой экспертизы – если договориться не получилось.
  3. Направление официальной претензии страховой компании – это письмо-требование, в котором указываются все автомобилистом и экспертами недочеты произведенного ремонта, выдвигается требование выполнить работы по устранению дефектов в определенный срок, и формулируется предупреждение о готовности страхователя обратиться в суд.
  4. Выжидание срока, отведенного компании на ответ. Если он положительный – прохождение повторного ремонта за счет СК. Страховая, как и в случае обращения после ДТП, вправе организовать осмотр машиныв течение 5 дней после получения претензии.
  5. Обращение в суд по юрадресу страховой компании.

Недостатки не всегда проявляются сразу после ремонта. Все виды работ и использованные при них детали имеют гарантийные сроки и в этот период страховщик обязан организовать повторный ремонт машины клиента, если причиной поломки стали некачественные работы или запчасти при восстановлении после ДТП.

Нужно ли подписывать акт приёма передачи

Если машина выезжает из автосервиса, акт приема-передачи подписать придется. Но если владелец выявил недостатки на месте, они должны быть внесены в документ.

Дефекты, которые нельзя установить при визуальном осмотре, позже могут быть выявлены экспертами при независимом обследовании транспортного средства.

Судебная практика по защите прав страхователей

Опыт судебных разбирательств между автомобилистами и страховыми компаниями по вопросам качества ремонта противоречив. С одной стороны, суды поддерживают требования истцов в части возмещения стоимости некачественно выполненных или вовсе не выполненных работ. Основанием служат данные независимых экспертиз и заключения экспертов, привлеченных к судебному процессу. У автовладельцев высокие шансы получить компенсацию за снижение товарной стоимости авто вследствие плохого ремонта.

А вот материальный ущерб, который пытаются получить от страховщиков пострадавшие хозяева машин, взыскать не удается или удается частично. Истцы не могут обосновать, что простой машины на СТО и необходимость тратить время и средства на повторный ремонт принесла, помимо материальных затрат, еще и душевные страдания.

Не велики шансы на взыскание денежных средств через суд, если страховая компания идет навстречу клиенту и готова организовывать повторный ремонт.

Даже если автомобилист не хотел бы повторно обращаться к ремонтникам, уже допустившим нарушения, в суд целесообразно обращаться только при полном отказе страховщика от выполнения законных обязанностей.

Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?

Правила ремонта по ОСАГО

Самые распространённые попытки “развода” автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2020 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Развод №1: “Извольте доплатить!”

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и. Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то. Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

Дело в том, Федеральный закон “Об ОСАГО” — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 – 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Развод №2: Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. “Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта. ” — говорят представители сервиса.

Стоп! Какой ещё договор ремонта?!” — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ “Об ОСАГО” прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом “цессия” строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Правила ремонта по ОСАГО

Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе “Об ОСАГО”. Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2020 год законодательство.

  1. В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
  2. Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
  3. Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
  4. При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
  5. Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО” составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
  6. Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
  7. Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
  8. Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
  9. Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
  10. Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
  11. Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
  12. За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
  13. Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).
Читайте также:  Как обжаловать штраф за парковку в суде?

Как я судился с автосервисом

И победил

В 2008 году я загнал автомобиль в сервис на плановое ТО .

А через год у машины из-за криво установленной копеечной детали — приводного ремня — сломался двигатель. Я подал в суд на автосервис и выиграл.

Тяжба длилась два года. И в этой статье я расскажу, как всё происходило.

Техническое обслуживание

В августе 2008 года я приехал на своем рено в автосервис для планового технического обслуживания. Пробег приближался к 120 тысячам километров, на машине нужно было заменить кучу деталей.

Автосервис специализировался только на рено, и его уважали в среде «реноводов».

ТО мне сделали быстро. Заменили все расходники по регламенту автопроизводителя. На работы сервис предоставил гарантию 90 дней, на запчасти — 30 дней.

Претензий к качеству работ у меня тогда не возникло. Я заплатил по заказ-наряду 47 994 рубля и уехал.

Оригинал заказ-наряда и кассовые чеки на оплату по старой привычке сохранил дома в папке с другими документами.

Авария и дорогой ремонт

Спустя 11 месяцев, в июле 2009 года, у автомобиля прямо на ходу заглох двигатель. Пришлось вызывать эвакуатор и тащить машину в автосервис. В тот же самый сервис, специализирующийся на рено, где год назад я проходил техническое обслуживание.

Мастера провели диагностику неисправностей и сообщили, что у двигателя загнуло клапаны. Виновником поломки они признали приводной ремень. От него оторвался кусок резины, намотался на шкив коленвала и сдвинул фазы газораспределения.

Общая сумма ремонта двигателя с заменой клапанов и ремонтом головки блоков цилиндра обошлась мне в 121 612 рублей.

Пока шел ремонт, я решил покопаться в документации на машину и узнать, сколько вообще обычно служит приводной ремень. Мой порвался, не проработав и года.

Выяснилось, что в соответствии с нормативами завода «Рено» и представителя «Рено» в России, ОАО «Автофрамос», приводной ремень меняется каждые 60 000 км пробега ТС или каждые 4 года при достижении первого из пределов. А значит, срок службы приводного ремня — эквивалент 60 000 км пробега ТС или 4 года с момента последней замены. Мой прослужил год. Автосервис либо продал мне некачественную деталь, либо криво ее установил. И я могу на законных основаниях потребовать возместить мне дорогой ремонт.

Досудебная претензия

По совету знакомого адвоката до начала спора с автосервисом я оплатил ремонт двигателя и забрал автомобиль из сервиса. Так у меня возникло документальное подтверждение размера материального ущерба, причиненного их действиями: заказ-наряд, подписанный автосервисом, и кассовый чек с суммой оплаты.

К тому же суд обещал быть долгим, а автосервис вряд ли отдал бы мне машину, зная, что я не собираюсь оплачивать ремонт.

Все поврежденные детали, снятые с автомобиля во время ремонта, мне сложили в багажник. Я забрал их с собой и предусмотрительно сохранил для суда.

Для соблюдения формальностей гражданского делопроизводства я передал руководству автосервиса досудебную претензию. В ней я подробно описал всю хронологию событий и основания для компенсации своих затрат:

Я стараюсь не доверять важные документы Почте России, поэтому отвез претензию в автосервис лично. Там я вручил документ директору сервиса под подпись.

Так как дело было в 2009 году, то в претензии ответчику отводилось пять дней на добровольное возмещение моих расходов. Сейчас по закону этот срок составляет минимум десять дней.

Ответ из автосервиса последовал в тот же день. Мне позвонили и сказали: «На халяву починиться не получится».

Для суда с автосервисом я пригласил адвоката. Вместе мы составили исковое заявление:

В иске я потребовал взыскать с автосервиса:

  1. Расходы на ремонт автомобиля — 121 819 рублей 75 копеек.
  2. Расходы на адвоката — 40 000 рублей.
  3. Компенсацию морального вреда — 200 000 рублей.
  4. Штраф за отказ от добровольного возмещения.

Общая сумма требований составила 361 819 рублей 75 копеек.

В иске я сразу указал расходы на адвоката, которые по закону ответчик обязан возместить в случае вынесения решения суда в мою пользу.

Сумму компенсации за моральный вред я указал с запасом, так как законом не регламентируется размер такого вреда. Как объяснил адвокат, российский суд в большинстве случаев значительно снижает размер «моралки» и здесь работает правило: чем больше напишешь, тем больше получишь.

Еще до начала суда друзья советовали не ввязываться в тяжбу. Они были уверены, что у меня ничего не получится и я только зря потрачу нервы, время и деньги.

Исковое заявление я подал в Никулинский районный суд Москвы по месту своей прописки. Вариант подать в суд по месту нахождения ответчика я отверг сразу: был риск, что у автосервиса давно налажены дружеские отношения с этим судом.

Первое заседание суда было предварительным. На нем суд выслушивает стороны, знакомится с сутью иска и назначает дату заседания для рассмотрения дела по существу.

На предварительном заседании я рассказал суду всю историю, случившуюся с моей машиной, и просил удовлетворить иск. Адвокат ответчика в свою очередь с требованиями не согласился и просил в иске отказать.

После чего начались заседания по существу. В общей сложности их было девять, и они растянулись на два года.

Дело в том, что суд сразу сообщил сторонам, что спор связан с технической поломкой узлов и механизмов. А так как суд не является экспертом в этом вопросе, то для вынесения решения он предлагает провести судебную техническую экспертизу.

Судебная техническая экспертиза

Судебная экспертиза в 2009 году стоила 40 000 рублей. Расходы по ее оплате суд возложил на автосервис. Тут-то и пригодились поврежденные детали, которые я сохранил после ремонта поврежденного двигателя.

Совет

Всегда требуйте от автосервиса, где чините свой автомобиль, складывать в багажник все замененные детали. И постарайтесь сохранить их хотя бы в течение года после ремонта. Они могут стать ключевым доказательством, если вы решите судиться с сервисом.

Перед тем как суд вынес определение о назначении судебной технической экспертизы, стороны смогли сформулировать вопросы к экспертам.

Я написал такой:

  • Мог ли двигатель повредиться из-за брака приводного ремня, установленного при прохождении планового ТО , или из-за некачественной установки такого ремня?

Адвокат автосервиса написал такие:

  • Мог ли двигатель повредиться из-за внешнего воздействия, такого как попадание камня, песка или ветки?
  • Мог ли двигатель повредиться из-за некачественного бензина?
  • Мог ли двигатель повредиться из-за неправильной эксплуатации автомобиля?

Экспертиза поврежденных деталей состоялась через год после начала суда. Всё это время автосервис как мог тянул время, менял адвоката, отказывался оплачивать расходы на экспертизу. Прошло четыре заседания, прежде чем суд вынес окончательное определение о назначении судебной экспертизы.

Проводили ее эксперты Государственного научного центра Р​Ф ФГУП НАМИ . От автосервиса на экспертизу никто не приехал.

По результатам проведенных исследований эксперты подготовили заключение. В нем они опровергли все предположения автосервиса и установили, что двигатель не мог сломаться из-за внешнего воздействия, плохого бензина или неправильной езды на машине. Главная причина поломки, по мнению экспертов, — некачественная установка приводного ремня.

В пункте 4.4. эксперты однозначно указали, что причина поломки — некачественная установка приводного ремня

Решение суда, исполнительный лист и возмещение ущерба

После заключения судебной технической экспертизы состоялось последнее судебное заседание, на которое от автосервиса никто не приехал. Суд вынес решение в мою пользу и постановил взыскать с автосервиса:

  1. Расходы на ремонт автомобиля в полном размере — 121 819,75 рубля.
  2. Расходы на адвоката в полном размере — 40 000 рублей.
  3. Компенсацию морального вреда частично — 20 000 рублей.

Общая сумма возмещения составила 181 819 рублей 75 копеек. Моральный вред суд сократил в десять раз, а штраф вообще исключил из претензии.

Такое решение меня устроило. Я не стал его оспаривать.

Читайте также:  Как оспорить судебную экспертизу по ДТП?

Оригинал решения и исполнительный лист мой адвокат получил в канцелярии суда через месяц после заключительного заседания. В течение этого срока ответчик мог оспорить решение и подать апелляцию в вышестоящую инстанцию. Но он не воспользовался таким правом.

Для взыскания денег с ответчика по решению суда я выбрал самый простой для себя вариант — подачу исполнительного листа в банк, где у автосервиса открыт счет.

По закону я мог списать деньги по исполнительному листу со счета ответчика в безакцептном порядке. Для этого достаточно предъявить в банк лист и реквизиты своего счёта для перечисления.

В чеках на оплату, которые мне выдали после ремонта, был указан «Альфа-банк». Я обратился с исполнительным листом в центральный офис «Альфа-банка» в Москве. К исполнительному листу я приложил заявление на взыскание возмещения по суду.

У автосервиса действительно был открыт расчетный счет в «Альфа-банке», и на этом счете были деньги в достаточном размере.

Через неделю на мой счет поступило 181 819 рублей 75 копеек.

Результат

Машина сломалась 9 июля 2009 года. Исковое заявление в суд я подал 18 августа 2009 года. С 16 сентября по 15 октября 2010 года проводилась судебная техническая экспертиза. Решение суд вынес 17 июня 2011 года. Деньги я получил 25 июля 2011 года.

Всего от поломки машины до начисления денег прошло два года и 16 дней.

Страховщики смогут чинить автомобили по ОСАГО запчастями с “авторазборок”

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Спрос на подержанные комплектующие вызовет увеличение “авторазборок”, что, в свою очередь, вызовет всплеск угонов автомобилей, уверены эксперты.

Грядущие поправки к ОСАГО, которые призваны лишить россиян компенсации наличными деньгами после страхового ДТП, могут сделать восстановленные страховщиками автомобили аварийными. Как установил Лайф, страховщики не хотят вносить в законопроект понятия оригинальных или альтернативных (сторонних, но качественных) запчастей, более того, страховые не вводят в законопроект понятие “новые детали” для восстановления автомобиля после ДТП. Таким образом, после появления принудительного ремонта по ОСАГО техцентры страховщиков смогут ставить на разбитые машины запчасти с “авторазборок”, а владельцы трёхлетних автомобилей “слетят” с официальной гарантии, предупреждают эксперты.

На то, что в законопроекте поправок к ОСАГО нет определения качества запчастей, обратили внимание юристы российской Ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), с представителями которой пообщался Лайф. Сколько денег выделят сервисам на грядущий обязательный ремонт — решение будут принимать исключительно страховщики на основе Единой методики расчёта ущерба по ОСАГО, которую сформировал их главный лоббистский орган — Российский союз страховщиков (РСА). Центробанк раз в полгода будет обновлять базу, основываясь на рекомендациях РСА. Но парадокс в том, что именно те, кто крайне не заинтересованы в увеличении расходов на запчасти, и будут составлять эту базу.

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

В РОАД направили письмо дилерам и депутатам с просьбой прописать в законе необходимость установки именно новых запчастей.

— Для нормального восстановительного ремонта автомобиля расчёт с учётом износа запчастей в принципе неприемлем. По единой методике страховщиков мы должны применить износ 10% уже на полугодовалую машину, на пятилетнюю — 50%. Тут только два варианта остаётся: или ставить бэушную деталь, или ставить некие кустарные детали. И то и другое просто неприемлемо. Поэтому мы обратились с запросом в РСА. Но это только часть вопроса. Для сохранения гарантии автомобиля, согласно текущим установкам автопроизводителей, необходимо ставить не просто новые запчасти, а оригинальные, иначе такой автомобиль теряет гарантию, — рассказала Лайфу вице-президент РОАД Наталья Жильцова.

Официальные автодилеры хотят, чтобы их включили в число станций, которые будут выполнять принудительный ремонт по ОСАГО, поэтому надеются найти общий язык со страховщиками. Рынок ремонта по ОСГАО дилеры оценили в 100 млрд рублей в год.

В РСА уверяют, что автосервисы будут чинить машины только новыми запчастями, из-за чего, со слов страховщиков, они даже готовы пойти на жертвы — терпеть увеличение на четверть своих убытков по ОСАГО. Лишь бы не судиться с гражданами.

— С введением приоритета натурального возмещения стоимость ремонта (страховщикам. — Лайф) в ОСАГО будет обходиться на 25% дороже. Но главное, что юридические посредники будут лишены доступа к деньгам, а значит — сократятся расходы, не связанные непосредственно с возмещением ущерба (судебные и прочие), — подчеркнули в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.

Сейчас в “автогражданке” действует учёт износа запчастей, он не распространится на жизненно важные узлы и агрегаты: такие, как элементы тормозной и рулевой системы (всего 102 пункта). Тем не менее доходит до абсурдных случаев. К примеру, замену бампера пятилетнего внедорожника Toyota Land Cruiser страховые оценивают в 6 тысяч рублей. Даже с таким возрастом эта машина стоит от 2,8 млн рублей, а новый бампер на неё — от 40 тыс. рублей. Но пока что есть альтернатива — граждане получают наличные и ремонтируют машины у частников, а не в авторизованных СТО , что позволяет компенсировать недоплаты по ОСАГО.

С точки зрения закона, страховщикам и связанным с ними сервисам ничто не мешает ставить подержанные запчасти, подчёркивает автомобильный адвокат Сергей Радько.

— Закон обязывает ставить детали, гарантирующие надёжность и безопасность транспортного средства. Ничто с точки зрения закона не помешает автосервисам, заинтересованным сэкономить выделенные страховщиками деньги, так поступить. Причём и доказать, что поставленная запчасть была бэушной и поэтому привела к аварии или поломке, будет очень трудно, — констатирует адвокат.

Фото: © РИА Новости/Руслан Кривобок

Рынок запчастей большой, и на нём есть бэушные, восстановленные, неоригинальные и оригинальные детали. Первые две позиции можно ставить лишь на свой страх и риск, и бывают случаи, когда это вполне оправданно. Например, мастера кузовного ремонта малообеспеченным владельцам иномарок часто рекомендуют использовать подержанные кузовные детали, поскольку они качественнее, чем новые китайские подделки. Но то, что допустимо в частном порядке, нельзя поставить на поток. К тому же широкое использование подержанных деталей приведёт к всплеску краж автомобилей для разборок.

Отсутствие конкретной формулировки “новая запчасть” в грядущих поправках ОСАГО, несмотря на все уверения страховщиков, приведёт к росту аварийности, убеждён руководитель компании “Главстрахконтроль” Николай Тюрников.

— Возможность установки не новых и восстановленных деталей пойдёт во вред безопасности. При нынешнем уровне ответственности страховых компаний и станций техобслуживания у россиянина, пострадавшего из-за некачественного ремонта, нет возможности получить многомиллионный штраф, как это происходит в Европе или в США. Необходимо прямо прописать запрет использования подержанных или восстановленных деталей , а в отношении новых — допустить установку неоригинальных, если при этом сохраняются гарантийные обязательства изготовителя автомобиля, — отметил эксперт.

Порядок действий после проведения некачественного ремонта автомобиля по ОСАГО: проведение экспертизы, подача досудебной жалобы и обращение в суд

С марта 2017 года в закон ФЗ-40 внесены поправки, согласно которым, возмещать причиненный в ДТП ущерб можно двумя способами:

  1. Путем выплаты страхового возмещения.
  2. Путем организации ремонта транспортного средства на СТО.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Второй вариант урегулирования страхового случая называется «Возмещение причиненного вреда в натуре». Осуществление такого возмещения возможно также двумя способами:

  1. Страховщик организует ремонт самостоятельно на СТО, с которым у него заключен договор.
  2. Потерпевший организует ремонт самостоятельно на СТО, с которым у страховщика не заключен договор.

В обоих случаях стоимость ремонта оплачивается страховщиком, но если потерпевший решил сам организовать ремонт, он должен получить письменное согласие страховой компании.

Порядок действий после некачественного ремонта ТС

Некачественный ремонт автомобиля расценивается как ненадлежащее исполнение обязательства страховщика по страховому возмещению в натуре. В этом случае потерпевший может воспользоваться правами, которые предоставляет п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей: «При обнаружении недостатков выполненной работы потребитель вправе по своему выбору потребовать возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами».

Законодатель урегулировал порядок разрешения споров между страховщиком и потерпевшим в случае, если ремонт автомобиля на СТО произведен некачественно. Эти нормы содержатся в пункте 5.3 Правил ОСАГО.

Как выглядит процедура организации ремонта и подачи претензии:

  1. Обращение к страховщику, указание в заявлении на страховое возмещение в натуре.
  2. Автомобиль осматривается страховщиком. Сумма восстановительного ремонта считается по Единой методике.
  3. Потерпевший в течение 20 дней получает направление на ремонт.
  4. Постановка автомобиля на СТО, ремонт должен быть произведен в течение 30 дней.
  5. Потерпевший принимает автомобиль и подписывает акт приема-передачи восстановленного ТС.
  6. Если потерпевший видит недостатки в проведенном ремонте, он указывает все претензии в акте приема-передачи.
  7. На рассмотрение претензий страховщику дается пять дней. В течение этого периода он должен организовать осмотр ТС и уведомить потерпевшего, последний должен предоставить ТС на осмотр.
  8. Составляется акт осмотра и принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований потерпевшего. Копия акта выдается трем сторонам: потерпевшему, страховой компании и представителю СТО.
  9. Если в удовлетворении претензии отказано, потерпевший должен обратиться к услугам независимых экспертов. Они посчитают стоимость работ по устранению недостатков.
  10. Составить претензию, соответствующую пункту 5.1 Правил ОСАГО, и подать ее в офис страховой компании.
  11. На рассмотрение претензии страховщику дается десять дней. В течение этого периода страховщик должен принять решение: удовлетворить или отказать в удовлетворении требований претензии.
  12. В случае отказа подготовить исковое заявление и обратиться в суд.

Проведение независимой экспертизы

Заключение независимого эксперта будет являться основанием требований потерпевшего. Автовладелец не может обосновывать претензию такими доводами, как «Я вижу трещину в покрытии» или «При езде что-то бренчит сзади».

Чтобы требования были обоснованными, нужно заключение специалиста, который имеет специальные знания в этой области. В содержании такого заключения будет указано, допущены ли недостатки при проведении ремонтных работ, и сколько будет стоить устранение этих недостатков. Не стоит экономить на этом, ведь отчет экспертизы поможет защитить нарушенные права.

При обращении в суд за взысканием расходов по устранению недостатков также можно заявить требование о возмещении расходов по оплате услуг эксперта. Таким образом, потраченные деньги получится вернуть.

Порядок подачи досудебной претензии

Обращение с претензией является досудебным порядком урегулирования спора. Выполнение этой процедуры обязательно, потому что таковы требования закона (ч. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Читайте также:  Прекращение обременения через суд

Чтобы порядок был соблюден, стоит придерживаться этих правил:

  1. Обращаться с претензией нужно после рассмотрения страховщиком жалобы по некачественному ремонту.
  2. Претензию нужно оформить в соответствии спунктом 5.1 Правил ОСАГО.
  3. Направить претензию страховщику и сохранить доказательства отправки.

Как правильно оформить претензию

Требования к оформлению содержатся в пункте 5.1 Правил ОСАГО. Так, претензия должна содержать:

  1. Наименование страховой организации.
  2. ФИО и адрес заявителя (адрес нужно указать для получения почтовой корреспонденции).
  3. Обстоятельства обращения (нужно описать события: что произошло, когда заявитель обратился в СК, и когда был проведен ремонт ТС).
  4. Указание на недостатки ремонта и чем они подтверждены (можно переписать выводы из заключения эксперта и указать реквизиты самого заключения).
  5. Ссылку на нормы закона, которые были нарушены страховщиком.
  6. Требования заявителя. Например: «Прошу возместить расходы по устранению недостатков некачественного ремонта автомобиля путем выплаты страхового возмещения».
  7. Порядок исполнения требований: проведение ремонтных работ, выплата страхового возмещения по реквизитам счета или выдача наличными в кассе. Если выбрана безналичная выплата, то нужно указать банковские реквизиты.
  8. ФИО и подпись заявителя.

Образец заполнения претензии по некачественно проведенному восстановительному ремонту можно посмотреть здесь.

Какие документы понадобятся

К претензии нужно приобщить:

  • копию паспорта заявителя;
  • копию свидетельства о регистрации ТС или копию ПТС;
  • копии процессуальных документов, составленных сотрудниками ГИБДД, или извещение о ДТП;
  • копию полиса ОСАГО;
  • копию заключения независимого эксперта.

Если при первичном обращении страхователь подавал указанные в перечне документы, то их приобщать к претензии не нужно.

Как и куда подается претензия

Претензию можно подать двумя способами:

  1. Лично в офис страховщика.
  2. Почтовой связью.

Если страхователь решил сдать обращение через офис, то стоит обращаться в Центр урегулирования убытков страховщика. При этом нужно просить поставить входящий штамп на своей копии претензии. Это будет доказательством получения претензии страховой компанией.

Если страхователь хочет отправить обращение почтовой связью, то нужно направить заказное письмо с описью вложений. Чек почтовой службы и опись вложения будут являться доказательствами направления претензии в страховую компанию.

Как подать в суд на страховщика

Страховые компании не всегда выполняют требования своих клиентов в добровольном порядке. Поэтому за защитой своих прав следует обращаться в судебную инстанцию.

Порядок обращения в суд регламентирован нормами Гражданского процессуального кодекса. При обращении в суд следует придерживаться такого порядка:

  1. Нужно подготовить иск и оформить его в соответствии с требованиями ст. 131 ГПК РФ.
  2. К иску необходимо приобщить документы, подтверждающие доводы истца. В статье 132 ГПК РФ указано, какие документы понадобятся при обращении.
  3. Иск подается в суд по месту жительства страхователя.

При этом стоит знать, что иски к страховым компаниям относятся к категории исков о защите прав потребителей, поэтому они не облагаются государственной пошлиной.

Обязательным требованием является соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. Если не приобщить к иску копию претензии и доказательства ее направления страховщику, то такой иск будет возвращен заявителю.

Судебная практика по защите прав страхователей при некачественном ремонте автомобилей

Рассохина обратилась в СПАО «Ресо-гарантия», где была застрахована ответственность виновника ДТП. Страховщик организовал ремонт поврежденного автомобиля и оплатил его. После ремонта Рассохина увидела, что детали покрашены плохо, а поврежденная фара не была заменена. Суд установил, что страховщик провел ремонт некачественно и необоснованно отказал в замене фары. Поэтому со СПАО «Ресо-гарантия» в пользу Рассохиной были взысканы: страховое возмещение в размере 26761 руб., неустойка в размере 10 тыс. руб., компенсация за моральный вред в размере 2 тыс. руб., штраф – 13380,5 руб. и расходы по оплате услуг специалиста.

Захаров обратился в АО «ОСК» по страховому случаю. Страховщик организовал ремонт, стороны подписали акт приема-передачи. Спустя время Захаров обратился к страховщику с претензией на некачественный ремонт и приобщил заключение экспертизы. Страховщик выдал повторное направление на ремонт, но истец не предоставил автомобиль на СТО. Вместо этого он обратился в суд с требованием выплатить расходы на устранение недостатков. В ходе судебного разбирательства было установлено, что все недостатки ремонта являются устранимыми, представитель СТО пояснил, что они смогут устранить допущенные недостатки в кратчайшие сроки. Суд отказал в удовлетворении требований истца, ссылаясь на то, что действиями страховщика не нарушены права и законные интересы истца Захарова.

Страхователь обратился в ПАО СК «Росгосстрах» по страховому случаю. Страховщик организовал и оплатил ремонт поврежденного автомобиля. После ремонта страхователь обратился к эксперту, который установил, что ремонт проведен некачественно, но недостатки являются устранимыми. С заключением эксперта и претензией страхователь обратился в «Росгосстрах» с требованием выплатить денежные средства на устранение дефектов, но страховщик отказал, ссылаясь, что недостатки отсутствуют, и ремонт выполнен качественно. Эксперт установил, что двери автомобиля покрашены не по ГОСТу, а также имеются следы коррозии. Страховщик, в свою очередь, предоставил чек о том, что для ремонта была приобретена новая оригинальная дверь. Суд назначил судебную экспертизу, которая установила, что ремонт произведен с незначительными недостатками, а установленная дверь является бывшей в употреблении. На основании этого суд удовлетворил требования страхователя и взыскал со страховщика почти 100 тысяч рублей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

За ремонт по ОСАГО без износа требуют доплату

Итак, наступил 2020 год и автомобилисты уже ощутили на себе все прелести работы поправок к закону об ОСАГО, устанавливающих натуральное страховое возмещение в виде принудительного ремонта поврежденного автомобиля на СТО.

Страховщики так усердно лоббировали этот закон, объясняя необходимость его принятия своей убыточностью, борьбой с автоюристами-перекупщиками дел по ДТП, а также мошенниками. Что же в 2020 году страховые компании, да и все мы получили в итоге? Давайте попробуем сделать небольшой анализ итогов работы измененного закона. Скажем сразу – хорошего мы получили мало, и новый закон не работает так, как было задумано, по причине того, что он имеет существенные недостатки. Как мы видим, в 2020 году за ремонт по осаго требуют доплату и СТО и страховые компании.

Напомним – закон о замене денежных выплат принудительным ремонтом был принят 28 апреля 2017 года. Теперь, при заключении договора страхования и оформлении полиса ОСАГО автомобилист самостоятельно из предложенного страховщиками списка выбирает станцию техобслуживания (СТО), в которой, в случае аварии, будет отремонтирован его автомобиль.

Недостатки нового закона об ОСАГО

На начало 2020 года, практика ремонта автомобилей клиентов страховых компаний в аккредитованных СТО практически отсутствует. Да, есть единичные случаи, когда автовладелец, страховщик и автомастерская приходят к консенсусу и машина уходит под всеобщее одобрение без упоминаний о доплатах в ремонт, однако в основной массе и у автосервисов, и у страховых компаний не получается договориться между собой по проведению ремонта автомобиля клиента. Виной тому – существенные недостатки в новом законе об ОСАГО, связанные с неотрегулированным вопросом возмещения разницы износа запчастей ремонтируемых автомобилей, или как мы уже говорили ранее – доплаты страхователем этих денег СТО.

Раньше было всё просто – долгие годы страховщики выплачивали денежное страховое возмещение своим клиентам, рассчитанное по Единой методике с учетом износа деталей поврежденного в аварии автомобиля. Автовладельцы были конечно недовольны таким положением вещей, однако свыклись со сложившейся практикой. К тому же, в 2017 году Конституционный суд РФ разрешил взыскивать этот самый износ с виновников аварий, что ранее было сделать практически невозможно.

Теперь, при обязательном ремонте автомобиля застрахованного автовладельца закон обязывает использовать только новые запчасти. Страховые компании, по идее и из здравого смысла, должны переводить на расчетный счет СТО денежные суммы по оплате ремонта без учета износа, то есть за установленные новые детали. Однако, страховщики не особо горят желанием оплачивать ремонт своих клиентов в полном объеме и возмещать ремонтной мастерской все затраты на проводимые ремонтные работы. Доплату просить стади с страхователей. Законно?

Такой недостаток в работающем обновленном законе конечно же очень существенен, и полностью перечеркивает саму идею страхового возмещения в виде ремонта. Сегодня страховщики часто давят на СТО и навязывают им условия, при котором деньги за ремонт автомобиля будут перечислять в уменьшенном размере, учитывающем износ деталей. Остальное, по мнению страховщиков, должен доплатить страхователь.

Часто СТО требуют за ремонт по ОСАГО доплату с владельца машины. Это незаконно. Доплата автомастерской или страховщику за установку новых деталей не предусмотрена законом.

Уже есть случаи, когда автомастерские, желая зацепиться за клиентов по ОСАГО, соглашаются работать на таких условиях и, получив денежную сумму на ремонт автомобиля меньше стоимости такого ремонта – в тайне от автовладельцев используют бывшие в употреблении запасные части или ремонтируют своими силами поврежденные узлы и агрегаты транспортного средства.

В итоге – ремонт получается некачественным, а собственник автомобиля проводит независимую экспертизу и предъявляет требования о защите прав потребителя к страховой компании. И тут вновь автоюристы, поняв где можно охватить ОСАГО в новом направлении – начинают новую атаку на страховой бизнес.

Нужно ли осуждать юристов и адвокатов, отстаивающих интересы автовладельцев в судах и взыскивающих со страховщиков крупные денежные суммы в счет восстановления автомобиля после его некачественного ремонта, а также дополнительную неустойку, штраф, моральный вред и судебные расходы? Представляется, что пока закон имеет такие недостатки, ущемляющие права потребителей – действия автоюристов по их защите востребованы, необходимы и полезны. Также к автоюристу следует обращаться и в случае, если с Вас потребовали доплату за износ автозапчастей.

Ремонт на СТО без учета износа (без доплаты)

Теперь уже всем: и собственникам автомобилей, и страховщикам, и станциям ремонта стало понятно – институту ОСАГО самому нужен ремонт. Причем ремонтировать необходимо проблему регулирования объема страхового возмещения, перечисляемого в СТО страховщиком в интересах страхователя.

Однозначно, эта сумма должна не учитывать износ деталей автомобиля, и полностью покрывать затраты на установку на машину новых запасных частей. Законом этот вопрос прекрасно урегулирован, но он не работает в этой части. Теперь вопрос к страховщикам – смогут ли они переступить через свое желание иметь сверхприбыль и найдут ли в себе силы уменьшить свою маржу, повернувшись лицом к своим клиентам?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector