Некачественный ремонт по ОСАГО судебная практика - Camaro-Club.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Некачественный ремонт по ОСАГО судебная практика

Что делать, если плохо отремонтировали машину по ОСАГО? Как произвести экспертизу и составить претензию?

Страховые компании стараются отремонтировать автомобиль, попавший в ДТП, как можно дешевле, чтобы сэкономить на запчастях и работе автосалона. В результате после ремонта может сохраниться ряд скрытых дефектов, которые обнаруживаются в ходе эксплуатации. В статье рассмотрим, какие нарушения допускают страховые компании, что вправе требовать владелец автомобиля, что делать, если ремонт по ОСАГО выполнен некачественно, как подать претензию, провести независимую экспертизу и отстоять свои интересы через суд.

Какие нарушения при ремонте машины по ОСАГО допускают страховые компании?

Правила проведения восстановительного ремонта по ОСАГО регламентируется Законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ. Страховщики и СТО часто нарушают требования, предъявляемые к качеству.

Каков порядок передачи транспортного средства на ремонт?

После ДТП владелец автомобиля обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате. Страховщик в течение пяти дней делает осмотр транспортного средства и проводит экспертизу. Затем выдается список СТО и оформляется направление на ремонт, который оплачивается за счет полиса.

По итогам работ страхователь подписывает акт приемки выполненных работ. До его подписания следует внимательно осмотреть машину на предмет некачественного ремонта.

Ремонт по полису проводится в пределах лимита стоимости 400 000 руб. Если порог превышен, страховщик должен об этом сообщить.

Какие дефекты обнаруживаются при некачественном ремонте?

В случае обнаружения дефектов после ремонта автовладельцу нужно зафиксировать в акте свои замечания. Подписание акта без замечаний будет означать, что у потерпевшего нет претензий к качеству выполненных работ.

При осмотре выявляются следующие недостатки:

  • неравномерная окраска или отслоение краски;
  • установка запчастей с дефектами или неоригинальных комплектующих;
  • частичное устранение повреждений;
  • нарушение технологии проведения ремонтных работ;
  • большие зазоры между деталями кузова;
  • работа двигателя с перебоями.

Часть дефектов обнаруживается не сразу. Поэтому после получения машины желательно отправиться в автосервис и попросить мастера оценить работу машины после ремонта.

Кто должен отвечать за качество ремонта?

Законодатель защитил интересы автовладельцев, поэтому ответственность за ремонт полностью лежит на страховщике. Если работники СТО некачественно починили авто по ОСАГО, всю вину на себя должна взять страховая компания (часть 17 статьи 12 Закона № 40-ФЗ). После обнаружения недостатков собственник транспортного средства вправе предъявить ей претензии по качеству ремонтных работ.

Что вправе требовать владелец автомобиля при ненадлежащем ремонте автомобиля?

Согласно части 15.2 статьи 12 Закона № 40-ФЗ срок проведения восстановительных работ не должен превышать 30 дней. Если страховщик не исполнил свои обязательства или исполнил их некачественно, то потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплаты страхового возмещения.

Частью 15.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ предусмотрен гарантийный срок на восстановительные работы. Он составляет 6 месяцев, а для кузовных работ и работ, связанных с покраской, – 12 месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Закона № 40-ФЗ до подачи в суд иска в отношении страховой компании в ее адрес нужно направить заявление о повторном ремонте или страховом возмещении. Если страховщик не починит машину или не выплатит деньги, потерпевший вправе обратиться в суд.

При несоблюдении срока выплаты возмещения страховщик должен уплатить автовладельцу неустойку. Она выплачивается за каждый день просрочки и составляет 1 % от общей суммы выплаты. В случае нарушения сроков проведения повторного ремонта неустойка составляет 0,5 %.

Также действия страховщика могут быть расценены как нарушение прав потребителя. В связи с этим потерпевший вправе на основании статьи 15 Закона от 07.02.1992 года № 2300-1 взыскать компенсацию морального вреда.

Что делать, если ремонт по ОСАГО сделан некачественно: пошаговая инструкция

В случае, когда работники СТО плохо отремонтировали машину по ОСАГО, потерпевший проводит независимую экспертизу и направляет претензию в адрес страховщика. Если она останется без удовлетворения, необходимо обращаться в суд. Рассмотрим всю процедуру более подробно.

Шаг 1 – Проводится экспертиза

Для взыскания ущерба после некачественного ремонта нужно провести независимую экспертизу.

В ходе исследования эксперт проверяет следующие моменты:

  • все ли работы выполнены;
  • исправлены ли явные и скрытые повреждения;
  • установлены ли оригинальные детали;
  • насколько качественно выполнены работы по восстановлению кузова.

Пригласить эксперта-автотехника можно до подписания акта приемки на СТО и провести осмотр в присутствии работников автосервиса. Специалист на месте выдаст экспресс-заключение, в котором укажет все недостатки. Они заносятся в качестве замечаний в акт приемки.

Если экспертиза проводится после подписания акта, важно, чтобы в нем были отражены видимые дефекты, которые обнаружил автовладелец. Эксперт проведет более полное исследование и уточнит перечень недостатков. Его заключение послужит дополнительным доказательством факта проведения некачественного ремонта.

В заключении помимо перечня недостатков указывается стоимость возмещения, которое должна выплатить страховая компания.

Шаг 2 – Подается претензия в страховую компанию

После получения экспертного заключения в страховую компанию нужно подать претензию о выплате суммы ущерба, причиненного некачественными восстановительными работами.

В претензии нужно указать обязательную информацию:

  • наименование страховой организации;
  • ФИО, адрес и контакты автовладельца;
  • подробное описание страхового случая;
  • дефекты в ремонте, допущенные СТО;
  • ссылки на правовые нормы;
  • требование выплатить возмещение;
  • реквизиты расчетного счета для перечисления средств;
  • срок исполнения требования;
  • дату и подпись.

Документ подается в двух экземплярах лично в офисе страховой компании. Сотрудник должен поставить на экземпляре заявителя отметку о получении. Если вручить его не получится, необходимо направить по почте заказной корреспонденцией.

При возникновении сложностей с проведением экспертизы и составлением претензии желательно обратиться к опытному юристу. Он поможет подобрать квалифицированного эксперта и подготовит документы.

К претензии необходимо приложить:

  • страховой полис;
  • удостоверение личности;
  • документацию о ДТП;
  • соглашение о проведении восстановительных работ на СТО;
  • акт передачи транспортного средства в автосервис;
  • акт приемки с замечаниями по качеству работ;
  • заключение эксперта.

Документы должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Если страховая компания откажется проводить повторный ремонт или не выплатит компенсацию, следует обращаться в суд.

Шаг 3 – Подается исковое заявление в суд

Судебное разбирательство – последний этап решения спора со страховой компанией. Потребуется правильно составить исковое заявление и подготовить доказательства своей позиции.

Подсудность дела зависит от суммы требования. Если размер иска меньше 50 000 руб., документы подаются в мировой суд. При сумме иска от 50 000 руб. – в городской (районный) суд.

Исковое заявление пишется в свободной форме с соблюдением правил, установленных ГПК РФ. К иску прикладывают документы, которые предоставлялись в страховую компанию, и ответ от нее.

Дело рассматривается в течение 2-3 месяцев. Страховая компания обязана доказать правомерность своих действий.

По результатам рассмотрения выносится решение, которое должно быть исполнено страховщиком. Также он обязан возместить все судебные издержки истца.

Судебная практика при некачественном ремонте по ОСАГО

При рассмотрении споров между автовладельцами и страховыми компаниями суды руководствуются Постановлением Пленума ВС РФ от 26.12.2017 года № 58. Высшая судебная инстанция поддерживает права страхователей на изменение способа возмещения вреда. При некачественном ремонте они вправе требовать денежного возмещения.

Пример. Комитет по защите прав автовладельцев в интересах Иванова И.И. обратился в суд с иском к страховой компании. Требование обосновано тем, что автовладелец обратился к страховщику за ремонтом транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Автомобиль был отправлен на восстановление, однако работы проведены некачественно. Иванов И.И. обратился к страховщику с претензией. Страховая компания выдала повторное направление на ремонт. Истец обратился к независимому эксперту, который оценил сумму ущерба. Суд исследовал материалы дела и установил, что страховщик не представил доказательств правомерности своих действий. В пользу истца взысканы убытки, расходы на оплату услуг эксперта, прочие судебные расходы (Апелляционное определение от 18.04.2019 года по делу № 33-6832/2019).

Помощь юриста, если сделан некачественный ремонт по ОСАГО

Страховые компании обычно настаивают на проведении повторного ремонта. Если автовладелец намерен вместо него получить деньги, могут возникнуть сложности. Поэтому желательно обратиться к квалифицированному юристу. Он поможет своевременно организовать экспертизу, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора и отстоять интересы страхователя через суд.

Обратитесь к нашим юристам и получите консультацию по интересующим вас вопросам. На нашем сайте мы предоставляем бесплатную правовую помощь. Пишите юристу в чат справа или позвоните по телефону.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Для того чтобы быстро и бесплатно узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь за консультацией к нашему юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону:
+7 (499) 577-01-98 – Москва и обл.
+7 (812) 425-13-48 – Санкт-Петербург и обл.
8 (800) 350-24-68 – По всей России

Если ваш вопрос объемный, его лучше задать по телефону или в специальную форму ниже.

Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО – что делать и как оспорить?

  1. При плохо проведённом ремонте автомобиля подаётся претензия о ненадлежащем исполнении обязанностей по возмещению ОСАГО.
  2. Страховщик обязан организовать осмотр машины и организовать повторный восстановительный ремонт.
  3. Если страховая отказала в повторном восстановлении, то проводится независимая экспертиза, составляется досудебная претензия и подаётся иск в суд.

Некачественно выполненный ремонт авто виден не сразу. Даже если вас всё устраивает, то это может быть только на первый взгляд. Качество нужно проверять технически. О том, как быть и что делать в случаях, когда вам плохо провели ремонт машины, как правильно и куда подавать претензию, а также её образец и другие важные тонкости этапа после ремонта автомобиля по ОСАГО мы и поговорим в статье, а также приведём судебную практику, актуальную на 2020 год и расскажем подробно, как оспорить взыскание убытков по автогражданке.

Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?

Итак, вот уже несколько лет прерогатива выбора: выплатить деньгами или направить автомобиль на ремонт принадлежит страховым компаниям. В 2020 году многие из них, в том числе такие популярные, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО, Ингосстрах – почти все страховщики имеют договоры с автосервисами на проведение восстановительного ремонта. И часто дают вам выбрать предпочтительный пункт СТО – найдите подходящий не по близости к вам, а лучше всего по отзывам в интернете о сервисе.

Мы уже выяснили в прошлой статье, как правильно и в какие сроки получать направление на ремонт. То, какие документы вы подписывали ещё до начала восстановления машины, играет самую важную роль, и об этом мы поговорим чуть ниже.

Некачественным ремонт считается, согласно ФЗ Об ОСАГО и Единой методики расчёта, если нарушены такие тонкости:

  • не выверены все зазоры между деталями, в том числе кузовными – они отличаются или имеют иные размеры, нежели было до ДТП,
  • качество покраски плохое: нанесена неравномерно, в автосервисе не попали в основной цвет кузова, краска отколупывается и другие,
  • срок ремонта превысил 30 дней с даты сдачи машины, подтверждённой документально,
  • автомобиль работает по-другому, нежели до ремонта – имеет посторонние звуки, уменьшилась тяга и иные технические недостатки,
  • плохо отремонтировали восстановленные детали – видно неровности, сколы, элемент не покрашен,
  • автомобиль отремонтировали по ОСАГО б/у запчастями – определить это достаточно сложно, но экспертиза покажет (как составить претензию на её проведение, опишем ниже); не новые запчасти и детали кузова запрещает использовать пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40,
  • по закону ничего не запрещает СТОА использовать неоригинальные детали, но они должны быть достойного качества.
Читайте также:  Выезд на встречку судебная практика

В целом же, качество ремонта ОСАГО должно быть таким же, как если бы вы восстанавливали автомобиль своими средствами. Также считает и судебная практика – Верховный суд в одном из определений указал, что размер убытков должен быть рассчитан с условием приведений машины в состояние, в котором она находилась до ДТП (Определение ВС РФ №4-КГ17-4 от 27 марта 2017 г.).

В силу пункта 18 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего
определяется:

  • а) .
  • б) в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

Это значит, что и ремонт за счёт таких средств должен быть выполнен максимально хорошо! А вот если этого не произошло, то прежде чем отвечать на вопрос “что делать?” и писать претензию, нужно понимать, к кому и каким образом это делать – а это уже зависит от того, какие документы вы подписывали до ремонта.

Гарантия

Она должна составлять:

  • не менее полугода на слесарные, механические, стапельные и другие основные виды работ,
  • не менее 1 года на работы, связанные с покраской, а также кузовные.

На сами запчасти, соответственно, аналогично распространяются те же сроки. Гарантийный срок должен быть указан в акте приёма-передачи по завершении ремонта авто (пункт 5.3 Правил страхования).

Нужно ли подписывать акт приёма передачи?

Да, нужно. Так как автомобиль из СТО вы приняли, то нужно подписать акт, но с обязательным указанием всех недостатков, которые вы обнаружили. Не беспокойтесь о том, что вы не увидели скрытых повреждений – прерогатива их выявления лежит на страховщике при осмотре машины в результате поданной вами претензии.

Что делать при плохом ремонте автомобиля?

Сначала кратко опишем суть порядка обращения:

  1. выявляем проблему с некачественным ремонтом по ОСАГО,
  2. определяем ответственное лицо,
  3. составляем претензию о качестве плохо выполненного ремонта, в результате которой ответственный обязан инициировать экспертизу,
  4. предоставляем машину на такую экспертизу,
  5. по результату получаем либо новый ремонт, либо отказ,
  6. в случае отказа в исправлении плохо проведённого восстановления делаем независимую экспертизу,
  7. подаём досудебное требование,
  8. при отказе от удовлетворения “досудебки” обращаемся в суд.

На самом деле, всё вышеперечисленное сделать не так сложно!

Кому подавать претензию?

Первое, что нужно знать – если вы заключали договор страхования ОСАГО не в офисе страховщика, а у агента или брокера, то отвечает по плохо отремонтированному автомобилю всё равно страховая организация (п.8 ст. 16.1 ФЗ).

Второе – важно, какие документы вы подписывали при выдаче вам направления на ремонт. Дело в том, что в таких бумагах вы своей подписью могли вообще заключить договор цессии, переуступив право требования выплаты автосервису, либо согласиться с дополнительными условиями (п.15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО):

  • неполным ремонтом в случае отказа от доплаты,
  • согласие на использование б/у запчастей,
  • отказ от определённого вида работ.

Договор цессии – это когда автосервис выкупает у вас право требования возмещения со страховой за ремонт на своих условиях. Если вы подписали, не читая, такой договор, то могли согласиться на те же самые “особые” условия ремонта и предъявлять может быть нечего. При договоре цессии за плохой ремонт машины отвечает уже сервис, а не страховщик.

Поэтому, если вы обнаружили при приёме авто из сервиса, что его отремонтировали некачественно, то в первую очередь необходимо изучить все эти документы.

Претензия – форма и образец

Она по закону 2020 года обязательна перед подачей иска в суд (п.1 ст. 16.1 ФЗ) – если вам плохо отремонтировали машину по ОСАГО, и вы по факту этого не подавали претензию, а сразу побежали в суд, то последний ваше исковое заявление не примет.

Более того, её содержание урегулировано нормативным актом – Положением о Правилах страхования в главе 15. Форма подачи свободная, но обязательно должны быть определённые данные. На данном этапе – когда мы только забрали некачественно отремонтированное авто из СТО – содержание должно состоять в требовании определить качество выполненного ремонта путём проведения осмотра.

Форма

Претензия при плохо отремонтированном автомобиле должна содержать следующие данные:

  • ваше ФИО полностью (а также должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица),
  • ваш адрес регистрации и почтовый,
  • полное название страховой компании ОСАГО,
  • суть требования (провести оценку плохо произведённого ремонта),
  • банковские реквизиты либо прямо прописанное волеизъявление получить выплату деньгами в кассе страховой,
  • подпись, дата и ваши ФИО (и должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица).

Несмотря на то, что по результату осмотра вы можете быть направлены на восстановительный ремонт снова, банковские реквизиты нужно указывать в любом случае – так предписывает закон.

К претензии нужно приложить следующие документы, но только в том случае, если вы какой-либо из них не прикрепляли к заявлению о возмещении по ОСАГО ранее, ещё до начала ремонта:

  • паспорт или заверенную копию,
  • документы на право собственности на автомобиль (таковым по закону является договор купли-продажи, но на практике можно приложить СТС) или их заверенные копии.

Образец

  • Скачать правильный бланк претензии (формат DOCX для заполнения на компьютере).
  • Скачать бланк в формате PDF (для заполнения от руки).
  • Скачать образец заполненной претензии на примере подачи в страховую компанию Росгосстрах.

Подать её заполненную в страховую компанию можно 2 способами:

  1. отвезти лично под расписку,
  2. отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

Результат

На осмотре, вероятнее всего, будут присутствовать 3 лица: вы, представитель страховой (оценщик) и представитель СТО. В целом же процедура осмотра будет похожа на ту, которая проводилась после подачи заявления о возмещении за тем возможным исключением, что вам также будут задавать вопросы (на которые, впрочем, можно и не отвечать).

Осмотр должен быть проведён в течение 5 дней, и ваша обязанность – предоставить автомобиль. А результат рассмотрения претензии должен быть направлен вам в течение 10 дней после получения страховщиком (этот срок вместе с проведением осмотра).

По результату рассмотрения претензии вы по закону должны получить:

  • либо новое направление на повторный ремонт,
  • либо выплату деньгами по решению страховщика, если повторный ремонт провести невозможно – это регулируют пункты 5.2 (строка 2) и 5.3 (абзац последний) Правил страхования,
  • либо отказ в проведении повторного, если по результату осмотра не выявлено плохо проведённого ремонта машины.

Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?

Можно, но только по окончательному решению страховой. Здесь ситуация схожа с этапом подачи заявления о возмещении – именно страховой компании принадлежит конечный выбор, провести повторный ремонт автомобиля или выплатить деньгами.

Но финансовая выплата возможна в 2 случаях:

  • если достигнуто соглашение об этом (при этом, в претензии необходимо указать волеизъявление – в пункте 2 требований потребовать выплату в приоритете над повторным ремонтом),
  • если не удаётся сделать повторный ремонт.

Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?

Если автомобиль вам отремонтировали плохо, но осмотр страховой не выявил недостатков, то придётся проводить независимую экспертизу и подавать новую претензию, в случае повторного отказа на которую следует уже подавать в суд.

Независимая экспертиза требуется для того, чтобы в денежном выражении оценить сумму ущерба с учётом проведённого ремонта (при плохо отремонтированном авто не все детали нужно заново делать). Суд иную оценку не примет.

Но можно независимого эксперта пригласить ещё на этапе осмотра после подачи претензии по инструкции из предыдущего пункта. Только учтите, что услуги независимого эксперта по вашей инициативе в данном случае уже оплачиваются вами (стоит это в среднем от 5 до 15 тысяч рублей).

Если результатом повторного ремонта вы также недовольны, сначала нужно повторить действия по подаче претензии из предыдущего пункта.

Если же пришлось делать независимую экспертизу, то следующим шагом будет подача досудебной претензии о выплате разницы. К ней нужно будет обязательно приложить документы экспертизы и подтверждение оплаты. А писать её желательно с юристом, который сможет изложить важные факты.

При отказе в удовлетворении досудебной претензии необходимо подавать исковое заявление в суд по вашему месту регистрации.

Порядок действий после проведения некачественного ремонта автомобиля по ОСАГО: проведение экспертизы, подача досудебной жалобы и обращение в суд

С марта 2017 года в закон ФЗ-40 внесены поправки, согласно которым, возмещать причиненный в ДТП ущерб можно двумя способами:

  1. Путем выплаты страхового возмещения.
  2. Путем организации ремонта транспортного средства на СТО.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Второй вариант урегулирования страхового случая называется «Возмещение причиненного вреда в натуре». Осуществление такого возмещения возможно также двумя способами:

  1. Страховщик организует ремонт самостоятельно на СТО, с которым у него заключен договор.
  2. Потерпевший организует ремонт самостоятельно на СТО, с которым у страховщика не заключен договор.

В обоих случаях стоимость ремонта оплачивается страховщиком, но если потерпевший решил сам организовать ремонт, он должен получить письменное согласие страховой компании.

Порядок действий после некачественного ремонта ТС

Некачественный ремонт автомобиля расценивается как ненадлежащее исполнение обязательства страховщика по страховому возмещению в натуре. В этом случае потерпевший может воспользоваться правами, которые предоставляет п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей: «При обнаружении недостатков выполненной работы потребитель вправе по своему выбору потребовать возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами».

Законодатель урегулировал порядок разрешения споров между страховщиком и потерпевшим в случае, если ремонт автомобиля на СТО произведен некачественно. Эти нормы содержатся в пункте 5.3 Правил ОСАГО.

Как выглядит процедура организации ремонта и подачи претензии:

  1. Обращение к страховщику, указание в заявлении на страховое возмещение в натуре.
  2. Автомобиль осматривается страховщиком. Сумма восстановительного ремонта считается по Единой методике.
  3. Потерпевший в течение 20 дней получает направление на ремонт.
  4. Постановка автомобиля на СТО, ремонт должен быть произведен в течение 30 дней.
  5. Потерпевший принимает автомобиль и подписывает акт приема-передачи восстановленного ТС.
  6. Если потерпевший видит недостатки в проведенном ремонте, он указывает все претензии в акте приема-передачи.
  7. На рассмотрение претензий страховщику дается пять дней. В течение этого периода он должен организовать осмотр ТС и уведомить потерпевшего, последний должен предоставить ТС на осмотр.
  8. Составляется акт осмотра и принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований потерпевшего. Копия акта выдается трем сторонам: потерпевшему, страховой компании и представителю СТО.
  9. Если в удовлетворении претензии отказано, потерпевший должен обратиться к услугам независимых экспертов. Они посчитают стоимость работ по устранению недостатков.
  10. Составить претензию, соответствующую пункту 5.1 Правил ОСАГО, и подать ее в офис страховой компании.
  11. На рассмотрение претензии страховщику дается десять дней. В течение этого периода страховщик должен принять решение: удовлетворить или отказать в удовлетворении требований претензии.
  12. В случае отказа подготовить исковое заявление и обратиться в суд.
Читайте также:  Как составить досудебную претензию в страховую компанию?

Проведение независимой экспертизы

Заключение независимого эксперта будет являться основанием требований потерпевшего. Автовладелец не может обосновывать претензию такими доводами, как «Я вижу трещину в покрытии» или «При езде что-то бренчит сзади».

Чтобы требования были обоснованными, нужно заключение специалиста, который имеет специальные знания в этой области. В содержании такого заключения будет указано, допущены ли недостатки при проведении ремонтных работ, и сколько будет стоить устранение этих недостатков. Не стоит экономить на этом, ведь отчет экспертизы поможет защитить нарушенные права.

При обращении в суд за взысканием расходов по устранению недостатков также можно заявить требование о возмещении расходов по оплате услуг эксперта. Таким образом, потраченные деньги получится вернуть.

Порядок подачи досудебной претензии

Обращение с претензией является досудебным порядком урегулирования спора. Выполнение этой процедуры обязательно, потому что таковы требования закона (ч. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Чтобы порядок был соблюден, стоит придерживаться этих правил:

  1. Обращаться с претензией нужно после рассмотрения страховщиком жалобы по некачественному ремонту.
  2. Претензию нужно оформить в соответствии спунктом 5.1 Правил ОСАГО.
  3. Направить претензию страховщику и сохранить доказательства отправки.

Как правильно оформить претензию

Требования к оформлению содержатся в пункте 5.1 Правил ОСАГО. Так, претензия должна содержать:

  1. Наименование страховой организации.
  2. ФИО и адрес заявителя (адрес нужно указать для получения почтовой корреспонденции).
  3. Обстоятельства обращения (нужно описать события: что произошло, когда заявитель обратился в СК, и когда был проведен ремонт ТС).
  4. Указание на недостатки ремонта и чем они подтверждены (можно переписать выводы из заключения эксперта и указать реквизиты самого заключения).
  5. Ссылку на нормы закона, которые были нарушены страховщиком.
  6. Требования заявителя. Например: «Прошу возместить расходы по устранению недостатков некачественного ремонта автомобиля путем выплаты страхового возмещения».
  7. Порядок исполнения требований: проведение ремонтных работ, выплата страхового возмещения по реквизитам счета или выдача наличными в кассе. Если выбрана безналичная выплата, то нужно указать банковские реквизиты.
  8. ФИО и подпись заявителя.

Образец заполнения претензии по некачественно проведенному восстановительному ремонту можно посмотреть здесь.

Какие документы понадобятся

К претензии нужно приобщить:

  • копию паспорта заявителя;
  • копию свидетельства о регистрации ТС или копию ПТС;
  • копии процессуальных документов, составленных сотрудниками ГИБДД, или извещение о ДТП;
  • копию полиса ОСАГО;
  • копию заключения независимого эксперта.

Если при первичном обращении страхователь подавал указанные в перечне документы, то их приобщать к претензии не нужно.

Как и куда подается претензия

Претензию можно подать двумя способами:

  1. Лично в офис страховщика.
  2. Почтовой связью.

Если страхователь решил сдать обращение через офис, то стоит обращаться в Центр урегулирования убытков страховщика. При этом нужно просить поставить входящий штамп на своей копии претензии. Это будет доказательством получения претензии страховой компанией.

Если страхователь хочет отправить обращение почтовой связью, то нужно направить заказное письмо с описью вложений. Чек почтовой службы и опись вложения будут являться доказательствами направления претензии в страховую компанию.

Как подать в суд на страховщика

Страховые компании не всегда выполняют требования своих клиентов в добровольном порядке. Поэтому за защитой своих прав следует обращаться в судебную инстанцию.

Порядок обращения в суд регламентирован нормами Гражданского процессуального кодекса. При обращении в суд следует придерживаться такого порядка:

  1. Нужно подготовить иск и оформить его в соответствии с требованиями ст. 131 ГПК РФ.
  2. К иску необходимо приобщить документы, подтверждающие доводы истца. В статье 132 ГПК РФ указано, какие документы понадобятся при обращении.
  3. Иск подается в суд по месту жительства страхователя.

При этом стоит знать, что иски к страховым компаниям относятся к категории исков о защите прав потребителей, поэтому они не облагаются государственной пошлиной.

Обязательным требованием является соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. Если не приобщить к иску копию претензии и доказательства ее направления страховщику, то такой иск будет возвращен заявителю.

Судебная практика по защите прав страхователей при некачественном ремонте автомобилей

Рассохина обратилась в СПАО «Ресо-гарантия», где была застрахована ответственность виновника ДТП. Страховщик организовал ремонт поврежденного автомобиля и оплатил его. После ремонта Рассохина увидела, что детали покрашены плохо, а поврежденная фара не была заменена. Суд установил, что страховщик провел ремонт некачественно и необоснованно отказал в замене фары. Поэтому со СПАО «Ресо-гарантия» в пользу Рассохиной были взысканы: страховое возмещение в размере 26761 руб., неустойка в размере 10 тыс. руб., компенсация за моральный вред в размере 2 тыс. руб., штраф – 13380,5 руб. и расходы по оплате услуг специалиста.

Захаров обратился в АО «ОСК» по страховому случаю. Страховщик организовал ремонт, стороны подписали акт приема-передачи. Спустя время Захаров обратился к страховщику с претензией на некачественный ремонт и приобщил заключение экспертизы. Страховщик выдал повторное направление на ремонт, но истец не предоставил автомобиль на СТО. Вместо этого он обратился в суд с требованием выплатить расходы на устранение недостатков. В ходе судебного разбирательства было установлено, что все недостатки ремонта являются устранимыми, представитель СТО пояснил, что они смогут устранить допущенные недостатки в кратчайшие сроки. Суд отказал в удовлетворении требований истца, ссылаясь на то, что действиями страховщика не нарушены права и законные интересы истца Захарова.

Страхователь обратился в ПАО СК «Росгосстрах» по страховому случаю. Страховщик организовал и оплатил ремонт поврежденного автомобиля. После ремонта страхователь обратился к эксперту, который установил, что ремонт проведен некачественно, но недостатки являются устранимыми. С заключением эксперта и претензией страхователь обратился в «Росгосстрах» с требованием выплатить денежные средства на устранение дефектов, но страховщик отказал, ссылаясь, что недостатки отсутствуют, и ремонт выполнен качественно. Эксперт установил, что двери автомобиля покрашены не по ГОСТу, а также имеются следы коррозии. Страховщик, в свою очередь, предоставил чек о том, что для ремонта была приобретена новая оригинальная дверь. Суд назначил судебную экспертизу, которая установила, что ремонт произведен с незначительными недостатками, а установленная дверь является бывшей в употреблении. На основании этого суд удовлетворил требования страхователя и взыскал со страховщика почти 100 тысяч рублей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Некачественный ремонт по ОСАГО: что делать?

Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Российские водители неоднозначно восприняли принятые в 2017 году изменения к Федеральному закону от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ, которые введи такое понятие, как натуральное возмещение ущерба. Кто-то обрадовался, понимая, что сам не сможет отремонтировать авто с пробегом, установив на него новые запасные части, а кто-то считал, что имеет право сам решать, как и где ему восстанавливать свою машину.

Постепенно «страсти улеглись», но возникла другая проблема – некачественно выполненная работа автомехаников. Не каждый собственник машины владеет на достаточном уровне техническими знаниями, чтобы определить при приеме автомобиля, все ли сделано хорошо или где-то есть недоработки. В некоторых случаях сразу их выявить не сможет и специалист. Возник вопрос, что делать, если выявилось, что на СТО провели некачественный ремонт по ОСАГО? Чтобы наши читатели не растерялись, попав в подобную ситуацию, я расскажу о том, как следует себя вести, обнаружив недобросовестно выполненную работу.

Передача транспортного средства на СТО

Предлагаю начать разговор с того, как надо передавать машину автомеханикам. Итак, заявление про наступление страхового случая рассмотрено, ущерб оценен, и страховая компания выдала водителю направление на СТО. Напоминаю, что восстановительные работы проводятся на техстанциях, имеющих соответствующие договоры с СК. Автовладелец имеет права заранее, при покупке «автогражданки» выбрать из предложенного списка сервис, в который в случае аварии направится его транспортное средство.

Условиям для проведения работ посвящена глава 6 Положения Банка России от 19.09.2014 года «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431-П.

Вот что озвучено в документе:

  • СТО должна находится не далее час в 50 км от места происшествия или жительства собственника машины (за исключением случаев, когда страховщик берет на себя транспортировку ТС туда и обратно);
  • машины, возрастом до 2-х лет, должны ремонтироваться на станциях технического обслуживания официальных дилеров.

Соответственно, если Вы заранее не позаботились о выборе автомастерской и Вам выдали направление с нарушением вышеназванных требований, от таких услуг можно отказаться. Ну а если все в порядке, то можно смело везти авто в сервис.

Итак, машина прибыла на СТО. Что же происходит дальше? А далее составляется акт приема-передачи автомобиля. Он должен содержать такие сведения:

  • детальную информацию об автомобиле;
  • перечень и описание повреждений машины, полученных при ДТП;
  • дату и цель обращения на станцию технического обслуживания;
  • информацию о автомастерской, принимающей машину.

Документ подписывается обеими сторонами и скрепляется печатью техстанции.

Некачественный ремонт: общее понятие

Что же говорит закон и Единая методика о некачественном ремонте? О наличии недоработок свидетельствуют:

  1. Разные или отличающиеся от тех, что были до аварии зазоры между деталями. Они должны быть обязательно выверенными автомехаником, проводившим работу.
  2. Неравномерно нанесенная, отличающаяся по цвету или легко отстающая краска. Такие признаки свидетельствуют о низком качестве покраски авто.
  3. Посторонние звуки при работе машины, уменьшенная тяга или другие технические неполадки.
  4. Наличие сколов, неровностей и неокрашенных элементов на деталях, которые подлежали восстановлению.
  5. При ремонте использовались бывшие в употреблении запасные части (что противоречит пункту 15.1, статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО».

В соответствии с Определением ВС РФ от 27.03.2017 года №4-КГ17-4, в результате проведения восстановительного ремонта автомобиль должен быть приведен в то состояние, в котором он был до дорожно-транспортного происшествия. Это же сказано в пункте 18, статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО».

Обнаружены недоработки: порядок последующих действий

После завершения ремонтных работ автовладельцу также предлагают подписать акт приема-передачи. Надо ли ставить автограф на документе или отказаться? Обязательно надо! Только при этом не забудьте указать все недоработки, которые обнаружили. Не стоит переживать, что могли пропустить скрытые неполадки, их все равно выявит эксперт, который будет осматривать авто после того, как Вы подадите в СК претензию.

Читайте также:  Как узнать о наличии судебного приказа?

Давайте рассмотрим порядок действий, которого должен придерживаться автовладелец, выявивший некачественно выполненный ремонт автомобиля:

  1. Выясняем, кто ответственный за качество оказываемых техстанцией услуг.
  2. Готовим и направляем претензию. Примечательно, что ответственность за недобросовестно выполненную работу лежит не на СТО, а на страховой компании.
  3. Предоставляем машину для осмотра. Получив претензию страховщик обязан инициировать проведение экспертизы.
  4. Получаем ответ от СК (согласие на устранение неполадок или отказ).
  5. При негативном ответе на предъявленные требования инициируем проведение независимого исследования.
  6. Получив заключение независимого эксперта направляем в страховую компанию новую претензию (досудебное урегулирование спора является обязательным).
  7. Если требования оставлены без внимания или получен очередной отказ, готовим и подаем исковое заявление.

Тут хочу обратить внимание на вопрос, который мне часто задают читатели. Они интересуются, кому предъявлять претензии, если «автогражданка» была куплена у страхового агента или брокера. В соответствии с пунктом 8, статьи 16.1 ФЗ «Об ОСАГО» ответственность несет страховая компания, от имени которой они действуют.

Есть еще одна маленькая хитрость, к которой прибегают страховщики при выдаче направления на ремонт, поэтому я всегда советую своим клиентам внимательно изучать документы которые СК предлагает подписать при проведении этой процедуры. Некоторые недобросовестные компании «подсовывают» неопытному автовладельцу договор цессии или дополнительные условия. Предлагаю Вашему вниманию несколько примеров:

  • согласие на неполный ремонт при отказе от внесения доплаты;
  • разрешение на использование бывших в употреблении запасных частей;
  • отказ от определенного вида работ, необходимых для полного восстановления автомобиля.

Что касается договора цессии, то при его подписании собственник машины соглашается с тем, что станция технического обслуживания выкупает у него право требовать возмещения с СК при возникновении претензий. В этом случае за качество услуг уже отвечает СТО, а страховщик «умывает руки».

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Некачественный ремонт по ОСАГО: Судебная практика

Содержание статьи

Восстановление машины пострадавшего после ДТП – обязанность страховой компании, выдавшей полис виновнику столкновения. СТО выбирается страховщиком и отвечает за выполненные работы, в том числе за некачественный ремонт автомобиля, перед страховой компанией, а не перед автовладельцем. Но автомобилист имеет прямое право на восстановление ущерба. Что делать если автосервис затягивает ремонт машины регламентировано Законом «Об ОСАГО» №40.

Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО

Закон «Об ОСАГО» предполагает два вида возмещения ущерба потерпевшей стороне:

  1. В денежном виде – после оформления документов и оценки ущерба средства переводятся на банковскую карту застрахованного лица, которое занимается последующим ремонтом самостоятельно.
  2. В виде направления на восстановительный ремонт – у СК есть договоры с авторемонтными компаниями, которые выполняют необходимые работы и получают средства непосредственно от страховщиков.

Выбор за страховой компанией. С одной стороны, страховщик не отправит машину «в гаражи», где высока вероятность получить кустарные услуги опасные для будущей эксплуатации. С другой, автовладелец:

  • ограничен в выборе СТО списком компаний, с которыми у страховщика есть договоры;
  • не заключает прямого договора с сервисом на выполнение работ – отношения между сторонами строятся посредством страховой компании.

Такое положение снижает возможности автовладельца контролировать качество ремонтных работ. За счет страховой машина ремонтируется строго до предаварийного состояния, с учетом износа. За многие работы, возможно, придется доплатить. До начала ремонта хозяин машины подписывает ряд документов, где должен установить, согласен ли он на доплату, на перечень работ, указанный в техзаключении после осмотра или отказывается от некоторых видов операций.

Принимать машину из ремонта нужно с учетом этих факторов. Некачественным ремонт по страховке считается если:

  • между кузовными деталями остались зазоры больше размера, чем ранее;
  • лакокрасочное покрытие нанесено небрежно, видны потеки, краска не совпадает с основным цветом;
  • двигатель и другие системы не работают, работают с перебоями – посторонний шум, плохая тяга, ошибки в электронике и прочее;
  • восстановление деталей и узлов выполнено некачественно – есть сколы, неровности и прочие дефекты обработки;
  • без согласия владельца использованы дешевые аналоги запчастей и расходных материалов;
  • машина не вернулась к хозяину в течение месяца.

Порядок действий после некачественного ремонта ТС

Пункт 17 стать 12 Закона №40 прямо возлагает на страховые компании ответственность как за организацию ремонта, так и за действия СТО-подрядчика. Если мастерская не выполнила своих обязательств по сроку и качеству работ, претензии клиент должен направлять страховщику. Алгоритм действий включает 5 этапов:

  1. Тщательный осмотр и проверка работы всех агрегатов при приеме машины на СТО. Если дефекты очевидны – администрация мастерской может добровольно исправить недостатки без дополнительных требований со стороны автомобилиста и СК.
  2. Прохождение независимой экспертизы – если договориться не получилось.
  3. Направление официальной претензии страховой компании – это письмо-требование, в котором указываются все автомобилистом и экспертами недочеты произведенного ремонта, выдвигается требование выполнить работы по устранению дефектов в определенный срок, и формулируется предупреждение о готовности страхователя обратиться в суд.
  4. Выжидание срока, отведенного компании на ответ. Если он положительный – прохождение повторного ремонта за счет СК. Страховая, как и в случае обращения после ДТП, вправе организовать осмотр машиныв течение 5 дней после получения претензии.
  5. Обращение в суд по юрадресу страховой компании.

Недостатки не всегда проявляются сразу после ремонта. Все виды работ и использованные при них детали имеют гарантийные сроки и в этот период страховщик обязан организовать повторный ремонт машины клиента, если причиной поломки стали некачественные работы или запчасти при восстановлении после ДТП.

Нужно ли подписывать акт приёма передачи

Если машина выезжает из автосервиса, акт приема-передачи подписать придется. Но если владелец выявил недостатки на месте, они должны быть внесены в документ.

Дефекты, которые нельзя установить при визуальном осмотре, позже могут быть выявлены экспертами при независимом обследовании транспортного средства.

Судебная практика по защите прав страхователей

Опыт судебных разбирательств между автомобилистами и страховыми компаниями по вопросам качества ремонта противоречив. С одной стороны, суды поддерживают требования истцов в части возмещения стоимости некачественно выполненных или вовсе не выполненных работ. Основанием служат данные независимых экспертиз и заключения экспертов, привлеченных к судебному процессу. У автовладельцев высокие шансы получить компенсацию за снижение товарной стоимости авто вследствие плохого ремонта.

А вот материальный ущерб, который пытаются получить от страховщиков пострадавшие хозяева машин, взыскать не удается или удается частично. Истцы не могут обосновать, что простой машины на СТО и необходимость тратить время и средства на повторный ремонт принесла, помимо материальных затрат, еще и душевные страдания.

Не велики шансы на взыскание денежных средств через суд, если страховая компания идет навстречу клиенту и готова организовывать повторный ремонт.

Даже если автомобилист не хотел бы повторно обращаться к ремонтникам, уже допустившим нарушения, в суд целесообразно обращаться только при полном отказе страховщика от выполнения законных обязанностей.

За счет страховой: что делать, если ремонт выполнен некачественно

Как взыскать убытки?

Произошло ДТП, в котором пострадал автомобиль Раисы Айдовой*. Представитель страховой группы «СОГАЗ» осмотрел машину и выдал направление на восстановительный ремонт стоимостью 65 352 руб. за счет страховки. После ремонта Айдова обнаружила недостатки работ, которые подтвердил эксперт – ИП Торопцев. Объем и стоимость ремонта для устранения выявленных недостатков он не рассчитывал. Айдова отправила страховщику претензию с требованием устранить дефекты либо выплатить стоимость ремонта и расходы на эксперта. В ответ общество предложило предоставить автомобиль на осмотр. Вместо этого Айдова обратилась в суд с иском к АО «СОГАЗ» о взыскании 65 352 руб. за произведенный ремонт, штрафа в размере 50% от присужденной суммы за несоблюдение добровольного порядка, а также о возмещении расходов на оплату услуг эксперта и представителя.

ИСТЕЦ: Раиса Айдова*

ОТВЕТЧИК: АО «СОГАЗ»

СУТЬ СПОРА: О взыскании полной стоимости ремонта, поскольку он произведен некачественно

РЕШЕНИЕ: Акт областного суда отменить, дело направить в апелляцию на новое рассмотрение

Советский районный суд г. Липецка согласился с выводами эксперта, что ремонт выполнен некачественно. Поэтому суд взыскал в пользу Айдовой его полную стоимость, а также штраф и другие расходы – всего 115 352 руб. Липецкий областной суд подтвердил законность такого решения.

Верховный суд обратил внимание: заключение ИП Торопцева содержит выводы о недостатках лишь некоторых работ и деталей, а не всего ремонта автомобиля. При этом стоимость устранения недостатков эксперт не определял. Значит, не имелось правовых оснований для взыскания в пользу Айдовой всей стоимости ремонта машины, включая качественно выполненные работы, к которым нет претензий. По мнению ВС, решение нижестоящих судов привело к возникновению на стороне страхователя неосновательного обогащения, что нарушает установленный ст. 15 ГК принцип возмещения реального ущерба. В итоге ВС отменил определение областного суда и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 77-КГ19-14). Пока еще оно не рассмотрено.

Кто докажет размер убытков?

Широко известно, что страховые систематически не доплачивают потерпевшим. Вероятно, нижестоящие суды решили их за это наказать. Однако гражданское право направлено на компенсацию потерь потерпевшего, который не должен необоснованно обогащаться за счёт другой стороны

Олег Хмелевский, адвокат, старший юрист BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Банкротство группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование группа Уголовное право 11 место По количеству юристов Профайл компании ×

“ВС исправил формальный подход нижестоящих судов, указав на необходимость определения реального размера причиненных страхователю убытков. Теперь им необходимо установить стоимость работ, которые в действительности были выполнены некачественно, и взыскать со страховой компании именно такую сумму. При этом, как справедливо отметили судьи ВС, бремя доказывания размера причиненных убытков лежит на истце”, – сообщил старший юрист ETERNA LAW Дмитрий Рыженков. “В случае выплаты полного страхового возмещения на стороне страхователя образуется неосновательное обогащение в размере, соответствующем стоимости замененных запчастей и выполненных работ, к которым нет претензий. Такой подход соответствует сложившейся судебной практике и логике законодательства, согласно которой в случае некачественного выполнения работ заказчик может потребовать компенсации своих расходов на устранение недостатков, но не взыскания полной стоимости за проделанную работу”, – объяснил советник юрфирмы Клифф Клифф Федеральный рейтинг группа Налоговое консультирование группа Интеллектуальная собственность 12 место По количеству юристов 25 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 36 место По выручке × Илья Федотов.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector