Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП? - Camaro-Club.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП?

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Современные возможности судебной автотехнической экспертизы определены, прежде всего, пределами компетенции в экспертном рассмотрении дел о ДТП, а также совокупностью материалов и исходных данных предоставляемых эксперту для производства экспертизы.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техничес¬ком состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения, опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД РФ) они регламентированы;
  • установление того, как должен был действовать водитель и другие участники дорожного движения в сложившейся ДТС с точки зрения ПДД РФ;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД РФ для избежания происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами АТЭ либо судебными экспертизами, не тносящимися к классу транспортных (например видеотехническая). Вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Все задачи, решаемые судебной экспертизой исследования обстоятельств ДТП, относятся к категории ситуационных и решаются математическим методом либо методом сопоставления фактических действий участника ДТП с действиями, предусмотренными нормативными актами и правилами.

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП — данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по собиранию, подготовке, сохранению и представлению экспертам материалов для исследования. В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей как правило, не возникает, главное требование к ним — это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика автотехнической экспертизы заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и относятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем (судом) из документов, содержащихся в деле (протоколов допроса, осмотра места ДТП, проверки технического состояния ТС, схем и т.д.). В экспертной практике эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи АТЭ — определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 наименований исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Кроме этого следователь или суд может привести перечень материалов дела, из которых эксперт вправе их получить. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные затруднения.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из видов автотехнической экспертизы. Данный вид исследования занимается реконструкцией произошедшего дорожно-транспортного происшествия с восстановлением всех сопутствующих ему факторов и изучением окружающей обстановки. К этой экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо восстановить точную картину произошедшего события, особенно если нет свидетельских показаний, либо показания противоречивы и недостаточно исчерпывающи. Инициатором экспертизы может быть потерпевший, либо виновник дорожно-транспортного происшествия, если он полагает, что его вины в случившейся аварии нет. Исследование также может быть назначено по решению суда.

Предмет экспертизы обстоятельств ДТП состоит из следующих параметров:

  • Фактические данные об особенностях произошедшего дорожно-транспортного происшествия.
  • Загруженность и техническая исправность автотранспортного средства.
  • Скорость движения участников дорожно-транспортного происшествия.
  • Особенности дорожного полотна.
  • Прочие показатели.

Объектом данного исследования становятся данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, из которых в обязательном порядке должна быть исключена правовая оценка.

Экспертиза обстоятельств ДТП в большинстве случаев выполняется комиссией экспертов, однако может быть осуществлена и одним специалистом, который по мере необходимости привлекает к ее производству специалистов из других областей знания, например, инженеров, метеорологов и так далее. Выполнение исследования начинается с постановки его цели и задач, а также формирования списка вопросов, на которые предстоит ответить эксперту в ходе производства экспертизы. После подписания договора на проведение исследования, эксперт приступает к изучению переданных ему материалов дела. По мере необходимости специалист запрашивает дополнительные документы и материалы, производит все необходимые анализы и исследования, формирует свое экспертное мнение, отвечает на поставленные вопросы. По запросу эксперта могут быть проведены повторные опросы участников дорожно-транспортного происшествия, потерпевших, обвиняемых, а также свидетелей. На завершающем этапе исследования, специалист приступает к составлению экспертного заключения, которое является основным смыслом и результатом проводимой экспертизы. Экспертное заключение заверяется подписью эксперта и печатью экспертной организации, оно обладает доказательной силой и может быть включено в материалы дела в качестве доказательства в ходе судебного заседания. Если возникает потребность, специалист, производивший экспертизу обстоятельств ДТП, выступает в суде с целью дачи показаний относительно выданного им заключения, разъяснения сделанных им выводов и проведенных экспертных мероприятий. Суд, а также стороны или их представители могут задавать эксперту вопросы, относящиеся к его компетенции.

Экспертиза обстоятельств ДТП представляет собой сложный, многокомпонентный анализ, требующий высокого уровня профессиональной компетенции проводящего его специалиста. Для определения точного хода аварии необходимо изучить все возможные аспекты, а именно:

  • Установление всех участников дорожно-транспортного происшествия, скорости движения каждого из них, а также восстановление остановочного пути, исходя из анализа следов торможения.
  • Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с помощью трасологического анализа и технических расчетов.
  • Восстановление истории действий водителей. Определение соответствия принятых и выполненных им впоследствии решений правилам дорожного движения и техническим требованиям.
  • Выявление причин технического характера, вследствие которых автотранспортное средство потеряло управляемость и (или) устойчивость.
  • Диагностика автотранспортного средства с целью установления его технического состояния (было ли оно исправно, или же имелись какие-либо повреждения, поломки, заводской брак).
  • Проверка достоверности свидетельских показаний, определения соответствия показаний объективно-технической информации, полученной в процессе анализа места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей.
  • Анализ погодных условий во время дорожно-транспортного происшествия.
  • Исследование состояния дорожного полотна в месте, где произошла авария.
  • Определение причин дорожно-транспортного происшествия, а также подробное восстановление его картины.
  • Анализ других объектов и их перемещения на момент столкновения (в том числе пешеходов).

Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП

Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации. Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы. В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.

Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Предмет, объект и задачи судебной автотехнической экспертизы. Вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-автотехника

Судебная автотехническая экспертиза относится к классу инженерно-транспортных экспертиз и, в свою очередь, подразделяется на виды и подвиды. Судебная автотехника основывается на закономерностях базовых наук – физики, математики, теоретической механики, теории автомобиля, конструирования и расчета автомобиля и др., а также криминалистики, положений и норм уголовного, гражданского, арбитражного и административного прав. Предметом судебной автотехнической экспертизы являются фактические данные (обстоятельства), исследуемые и устанавливаемые при расследовании уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел с применением специальных знаний в области судебной автотехники: установление события дорожно-транспортного происшествия (ДТП), его механизма, технического состояния транспортных средств (ТС) и дороги, ее обустройства, организации дорожного движения на конкретном участке, применения дорожных знаков и разметок, дорожной обстановки на месте ДТП, дорожно-транспортной ситуации (ДТС) непосредственно перед происшествием, фактических действий его участников.

Читайте также:  Срок рассмотрения досудебной претензии по ОСАГО

Предметом экспертизы в уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве могут быть также обстоятельства, не связанные с ДТП. Объектами судебной автотехнической экспертизы могут быть различные материальные источники информации о фактах и обстоятельствах ДТП – транспортные средства, место происшествия, вещественные доказательства, материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел и т.д. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации (от 14 мая 2003 г. № 114) утверждены следующие виды автотехнической экспертизы, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции России:

* исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

* исследование технического состояния транспортных средств;

* исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);

* исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия;

* исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Каждый вид автотехнической экспертизы имеет определенный круг задач, отличается особенностью предмета, объекта и методик исследований. Предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП являются фактические данные или версии об обстоятельствах ДТП, о техническом состоянии ТС (без проведения экспертного исследования), его массы, скорости и режима движения (торможения, разгона, наката), покрытии проезжей части, его состоянии, геометрии, организации дорожного движения на данном участке, ДТС, действий участников дорожного движения и т.д. Объектом данного вида экспертизы являются материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел, не требующие правовой оценки. Предметом экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС. Объектом этого вида экспертизы являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, прицепы, полуприцепы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы и т.п. (за исключением морских, речных, воздушных и железнодорожных ТС), а также их системы, агрегаты, узлы и детали.

Объектом исследования могут выступать и материалы дела, представленные следствием, судом для исследования в качестве объекта экспертизы – схема ДТП, протоколы осмотра ТС и т.п. Предметом экспертизы следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) являются следы, возникающие (на месте ДТП и на ТС) в результате воздействия участников ДТП -ТС, пешеходов и т.п. Объектом данного вида экспертизы являются вещная обстановка на месте ДТП, материалы дела и т.п. Предметом экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о техническом состояниидороги, определяющие ее взаимодействия с ТС. Объектом данного вида экспертизы являются участок дороги на месте ДТП, проезжая часть, обочины, обустройства и т.п. Современные возможности судебной автотехнической экспертизы по уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам определяются задачами, которые могут быть решены данной экспертизой в пределах установленной законом компетенции эксперта-автотехника. В судебно-экспертных учреждениях Минюста России пределы компетенции эксперта определены программами подготовки экспертов по соответствующим специальностям, утвержденными приказом Министерства юстиции России (от 20 апреля 2004 г. № 154). В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

* определение скорости движения ТС в заданные моменты времени, в частности, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;

* определение места расположения ТС в заданные моменты времени – удаление от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения или в момент, когда водитель еще располагал технической возможностью предотвратить происшествие и т.д.;

* определение тормозного, остановочного путей, расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;

* определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затраченного ТС на преодоление определенных участков пути;

* определение траектории и характера движения пешехода с момента возникновения опасности и до момента наезда на него;

* установление момента возникновения опасности для движения, если для этого требуется проведение расчетов, моделирования, эксперимента, экспертная оценка действий участников ДТП на соответствие (несоответствие) требований ПДД;

* определение должных действий водителя, пешехода и других участников ДТП в конкретной ДТС с точки зрения требований ПДД;

* определение соответствия фактических действий водителя ТС, пешехода и других участников ДТП требованиям ПДД;

* определение наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путем торможения ТС или другим, предусмотренным требованиями ПДД, способом, в момент возникновения опасности для движения или любой другой момент времени, определенный органом, назначившим экспертизу;

* определение технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным следствием, судом, но и полученным экспертом расчетным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;

* определение причинно-следственной связи между установленными следствием, судом фактическими действиями водителя ТС и наступившим происшествием, на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;

* установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и наступившим ДТП и т.п.

В рамках судебной экспертизы технического состояния ТС решаются следующие задачи:

* определение технического состояния ТС, их систем, агрегатов, узлов и деталей;

* при обнаружении неисправности установление причин и времени ее возникновения, возможности своевременного (в частности до ДТП) обнаружения водителем ТС и лицами, ответственными за техническое состояние ТС;

* определение степени влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТС, приведшей к ДТП;

* определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии ТС, в каком оно находилось непосредственно перед ДТП;

* установление причинно-следственной связи между техническим состоянием (неисправностью) ТС и ДТП и т.д.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи: 1. Исследование механизма столкновения транс-портных средств и наездов на неподвижное препятствие с целью:

* определение места столкновения транспортных средств;

* определение траектории движения ТС до и после столкновения(наезда);

* определение взаимного положения ТС в момент столкновения(угла столкновения);

* определение взаимного расположения ТС относительно элементов дороги – проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;

* определение направления сил и моментов действующих на ТС при столкновении (наезде);

* установление скорости движения ТС при столкновении, в частности, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;

* определение месторасположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совместно с судебными медиками);

* установление механизма повреждений шин и гибких шлангов, причины и времени их образования;

* установление механизма повреждений резьбовых и иных соединений, причины и времени их образования и т.п.

2. Исследование механизма наезда на пешехода для:

* определения места наезда ТС на пешехода;

* определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;

* определение скорости движения ТС по отбросу пешехода в результате наезда на него;

* определение направления движения пешехода относительно ТС (слева – направо, справа – налево, под углом). Эта задача также решается в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (исследование повреждений на теле пешехода), биологов (исследование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:

* определение состояния дороги – дорожного покрытия проезжей части, обочин и т.п.;

* определение коэффициента сцепления шин с дорогой, влияющего на величину замедления ТС при торможении;

* определение значения уклонов в продольном и поперечном направлениях, радиуса поворота на конкретном участке дороги;

* определение наличия повреждений на дороге (ямы, выбоины и т.п.);

* установление условий видимости и обзорности с места водителя с учетом объектов ограничивающих видимость и обзорность;

* определение обустройств дороги (наличие дорожных знаков, разметок и т.п.);

* определение влияния технического состояния дороги на развитие ДТС, приведшей к ДТП;

* определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии дороги, в каком она находилась непосредственно перед ДТП;

* установление причинно-следственной связи между техническим состоянием дороги и ДТП и т.д.

Понятие экспертизы дтп, судебная экспертиза и ее цель

Экспертиза ДТП – это выполняемые специализированными и обученными работниками мероприятия по изучению и анализу произошедших обстоятельств.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?

Предметы, объекты и задачи основных видов судебных дорожно-транспортных экспертиз

Судебная экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом — экспертом — предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов (в том числе протоколов следственных действий), с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом источником доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем, — доказательствами.

Читайте также:  Разъяснение верховного суда по пешеходным переходам

Судебная экспертиза является опосредованным средством доказывания, проводится специальным субъектом с целью получения фактов, которые могут быть установлены только с помощью экспертного исследования, результаты которого оформляются специальным документом – заключением эксперта.

Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ можно выделить следующие виды:

– судебная экспертиза обстоятельств ДТП;

– судебная экспертиза технического состояния ТС;

– судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика).

Наряду с приведенными разработаны еще 2 вида САТЭ: инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП и автодорожная экспертиза.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, а также с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, — трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой и др.

Содержание предмета судебной экспертизы необходимо рассматривать с двух позиций – научной и практической.

С точки зрения научной отрасли знания предметом науки о судебной экспертизе являются закономерности формирования свойств объектов и их изменения в связи с совершением преступления.

С точки зрения практической деятельности предметом судебной экспертизы являются фактические данные (обстоятельства дела), устанавливаемые на основе специальных знаний и исследования материалов уголовного либо гражданского дела.

Применительно к конкретной экспертизе ее предметом является экспертная задача, которую предстоит решить эксперту в ходе и по результатам исследования на основе соответствующего объема специальных знаний с использованием находящихся в его распоряжении средств и методов.

Общие объекты САТЭ: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Наряду с общей характеристикой объекты каждого из видов САТЭ могут быть несколько конкретизированы.

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП — данные, содержащиеся в материалах уголовного (арбитражного, гражданского, административного) дела, не требующие правовой оценки.

Объект судебной экспертизы технического состояния ТС — автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые в настоящее время и ранее, начиная с конца XIX в., грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и «самоделки»), трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы и т.д. (Не являются объектами исследования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта).

Объект судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП — следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

Объект судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя — водитель, его психическая деятельность по управлению ТС, психические состояния, процессы, свойства, функции, которые можно поставить в причинную связь с ДТП; условия деятельности водителя перед и в момент ДТП; материалы дела, содержащие обстоятельства ДТП психического характера, предоставленные в распоряжение эксперта органом, назначившим экспертизу.

Объект судебно-автодорожной экспертизы — участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по собиранию, подготовке, сохранению и представлению экспертам материалов для исследования. В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей, как правило, не возникает, главное требование к ним — это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика САТЭ заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и относятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем (судом) из документов, содержащихся в деле (протоколов допроса, осмотра места ДТП, проверки технического состояния ТС, схем и т.д.). Эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Экспертная задача – это такая экспертная деятельность, которая направлена на преобразование потенциальной доказательственной информации, содержащейся в представленных на экспертизу в качестве исходных данных материалов дела, в актуальную доказательственную информацию, которая может быть использована для правильного решения уголовного или гражданского дела.

Из этого определения экспертной задачи следует, что она имеет информационную природу и процессуальную роль. В других случаях задача может быть истолкована как вопрос, требующий разрешения на основании специальных познаний эксперта по собранным следователем (судом) данным с соблюдением условий процессуальной деятельности. Эти два понятия: задача экспертизы и вопрос, который поставлен эксперту, весьма сходны. Первое, представляет собой научное определение, которое может быть выражено множеством разнообразных формулировок вопросов и по конкретной экспертизе оно реализуется посредством ряда вопросов. В известном смысле задача есть научно обобщенное объяснение смысла наиболее типичных вопросов.

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

С развитием транспортной инфраструктуры количество происшествий на дороге в разы увеличилось. Однако не всегда обстоятельства и причины аварии можно установить на глаз, без привлечения специалистов. Судебная экспертиза обстоятельств ДТП помогает установить точную причину аварии, виновника, а также ряд факторов, способствующих ее совершению. Данная информация имеет существенное значение при истребовании компенсационной выплаты со страховой компании, а в некоторых случаях с виновной стороны. Нарушитель обязан покрыть ущерб в том случае, если страховой суммы недостаточно для возмещения убытков.

В статье представлена информация об особенностях экспертизы обстоятельств ДТП, ее задачах и предметах исследования. Помимо этого, вы сможете узнать, что именно позволяет определить техническая экспертиза при ДТП и в каких случаях требуется ее проведение.

Автотехническая экспертиза, задачи и цели

Проведение судебной экспертизы позволяет установить точную причину аварии путем детального исследования движения ТС, участвующих в происшествии, а также других лиц (пешеходов).

К основным задачам исследования относят:

  1. установление скорости ТС во время столкновения и непосредственно перед ним, а также других параметров автомобилей, имеющих отношение к делу;
  2. установление точного момента остановки авто и его тормозного пути;
  3. выявление путей удаления транспортных средств и пешеходов с места происшествия;
  4. установление наличия технической вероятности предотвращения аварии;
  5. предоставление данных о расположении ТС в определенные моменты дорожно-транспортного происшествия;
  6. установление точного момента возникновения опасности для участников движения;
  7. предоставление предположительного расчета действий водителя, которые последний должен был выполнить во избежание столкновения;
  8. установление соответствия или несоответствия действий водителя ПДД;
  9. предоставление информация относительно ого, имел ли водитель техническую возможность предотвратить нарушение ПДД и совершение наезда;
  10. выявление причинно-следственной связи между действиями нарушителя ПДД и последствиями дорожно-транспортной ситуации;
  11. анализ условий организации дорожного движения в месте аварии, а также факторов, способствующих созданию аварийной ситуации.

Что позволяет установить автотехническая экспертиза

Во время проведения анализа эксперт рассчитывает основные параметры ТС, а также исследует поведение лица, действия которого повлекли за собой столкновение. По итогам процедуры специалист выдает отчет, содержащий детальные ответы на вопросы, касающиеся ДТС. Процесс достаточно трудоемкий и требует специальных знаний, опыта и надлежащей подготовки, поэтому к претендентам на должность аналитика предъявляются достаточно высокие требования, в числе которых наличие Свидетельства, соответствующих сертификатов.

Результат исследования содержит такие сведения:

  1. с какой скоростью двигался автомобиль в момент аварии. Для этого эксперт изучает тормозной путь, в частности его длину;
  2. на каком расстоянии друг от друга находились ТС, принимавшие участие в ДТП;
  3. была ли техническая возможность не допустить создания аварийной ситуации;
  4. какие обстоятельства способствовали совершению происшествия, когда они возникли;
  5. какие действия выполнил нарушитель, а какие должен был выполнить;
  6. какова причина повышенной опасности на исследуемом участке дороги.

Порядок исследования технического состояния транспортного средства

Исследование предполагает осмотр транспортного средства, а также его составляющих. Процедура анализа происходит в следующем порядке:

  1. установление повреждений в двигателе, коробке передач, кузове и приборах. При наличии явных дефектов специалист должен предоставить сведения о моменте их возникновения. Когда они появились до аварии или после и связаны ли данные изъяны с произошедшим ДТП;
  2. при наличии заводских дефектов в задачи оценщика входит установление их связи с причиной столкновения;
  3. анализ дефектов, появившихся вследствие происшествия, установление объекта наезда, характерных поломок;
  4. определение связи между возникшими в результате столкновения неисправностями и самим наездом.

Дополнительные виды экспертиз

Вместе с автотехнической экспертизой проводятся дополнительные исследования, позволяющие получить более четкое представление о происшествии.

К таковым относят:

  1. трассологическую экспертизу;
  2. оценка психологического состояния участника, пострадавшего вследствие аварийной ситуации.

Остановимся более детально на перечисленных видах анализа.

Особенности проведения трассологического исследования

Основными задачами трассологической экспертизы является:

  1. восстановить события, происходившие в момент столкновения;
  2. установить параметры движения ТС;
  3. определить место нахождения авто в момент аварии и после нее.

Особенность данного вида анализа заключается в отсутствии необходимости выезда на место совершения ДТП. Специалист готовит отчет на основании следующих материалов:

  • фото- и видеоматериалы, содержащие достоверные и относимые к делу сведения;
  • протокол происшествия;
  • другие материалы.

Все материалы, позволяющие эксперту сделать точные выводы, предоставляются заказчиком, в обязанности аналитика не входит сбор сведений, только обработка тех, которые были поданы заинтересованным лицом.

Оценка психологического состояния водителя

Задачей психологической экспертизы является установление эмоционального состояния водителя перед столкновением, во время его совершения и непосредственно после него. Полученные данные могут существенно повлиять на ход расследования и его результат.

Если у нарушителя была возможность предотвратить столкновение, однако его психологическое состояние не позволило ему этого сделать, суд может учесть данный факт, как смягчающее обстоятельство. Однако не стоит забывать, что смягчение наказания в данном случае является правом судьи, а не обязанностью. Окончательное решение выносится на усмотрение суда.

Читайте также:  Сроки проведения судебно медицинской экспертизы при ДТП

В каких случаях проводится автотехническая экспертиза

Кто вправе заказать исследование

Правом заказать проведение автотехнической экспертизы обладают:

  • виновник происшествия;
  • следователь;
  • судья;
  • физлица и юрлица, заинтересованные в исходе расследования и имеющие к нему отношение.

Случаи, когда проведение экспертизы обязательно

  • между сторонами происшествия существует спор относительно, того, кто из участников виновен в произошедшем;
  • обвинение предъявленное одной из сторон необоснованно и не соответствует действительности;
  • схема ДТП требует детализации и уточнения;
  • для установления точного размера убытков, причиненных наездом. Как правило, такая информация необходима для предъявления страховщику и компенсации вреда;
  • перед продажей ТС.

Во время проведения исследования специалиста обращает внимание на такие параметры, как:

  • степень видимости;
  • степень обзорности;
  • условия на дороге;
  • наличие внешних факторов (помех), способствующих столкновению;
  • наличие особо опасных участков.

Образец автотехнической экспертизы при ДТП

ДТП с пострадавшими

Если в результате столкновения пострадали люди, их здоровье или жизнь, требуется проведение не только автотехнической экспертизы, позволяющей восстановить обстоятельства происшествия, но и судебно-медицинского исследования. Последнее необходимо для установления степени тяжести физических повреждений, полученных пострадавшим лицом вследствие аварии.

Если участник ДТП погиб в результате наезда, заказать проведение оценочных исследований вправе родственники погибшего.

Кто наделен полномочиями на проведение экспертизы

Обратиться в экспертное учреждение и заказать экспертизу вправе как представители правоохранительных или судебных органов, так и пострадавшие от нарушения лица. Перед оформлением заказа следует убедиться в том, что специалист имеет необходимые документы, подтверждающие его полномочия.

Так, проводить оценку вправе лицо:

  • предварительно прошедшее процедуру регистрации в Минюсте;
  • обладающее соответствующей лицензией.

Отсутствие разрешения на осуществление аналитической деятельности подобного рода может быть основанием для обжалования заключения оценщика и признания выданного ним заключения недействительным.

Сведения, необходимые для осуществления процедуры

Чтобы провести оценку специалисту потребуются следующие сведения:

  1. модель транспортного средства, год выпуска, марка, количество пассажиров, пребывающих в авто во время ДТП;
  2. дорожное покрытие в том месте, где произошло столкновение;
  3. параметры тормозного пути;
  4. качество видимости;
  5. скорость ТС;
  6. действия участников аварии;
  7. расстояние между авто до столкновения и сразу же после него;
  8. количество пострадавших.

Имеет ли заключение эксперта законную силу?

Если экспертиза была проведена в порядке, установленном процессуальными нормативно-правовыми актами, а также лицом/учреждением, обладающим необходимым для ее проведения объемом полномочий, ее результат имеет законную силу и может использоваться в качестве полноценного средства доказывания во время судебного разбирательства.

Если эксперт выдал ложный отчет, содержащий недостоверные данные, не соответствующие фактическому состоянию вещей, в случае выявления обмана ему грозит привлечение к юридической ответственности. Само же заключение признается недействительным.

Сколько длиться независимая экспертиза

Конкретных сроков, выделенных законодателем для проведения автотехнического исследования, нет. Учитывая тот факт, что в скорейшей выдаче результата заинтересован в первую очередь сам аналитик, процедура не занимает много времени.

Период, необходимый для реализации процесса, занимает от 2 недель до одного месяца. Его продолжительность зависит от графика работы специалиста и его загруженности. На установление размера убытков требуется меньше времени. Такую информацию можно получить уже через 1-3 дня с момента обращения.

Что касается стоимости услуг, то она напрямую зависит от количества повреждений и марки ТС.

Полезное всдео о судебной экспертизе по ДТП

Приложения к статье:

Нужна помощь юриста? Заполните форму ниже!

Экспертиза обстоятельств ДТП

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия (ДТП), загруженности, техническом состоянии транспортного средства / автомашины скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения транспортного средства / автомашины и т.д.

Вопросы

Как бы не пытались правоведы исключать из деятельности судебного эксперта-автотехника задачи по установлению вины (виновности или невиновности) водителя или иного участника дорожного движения в ДТП, фактом является лишь то, что именно автоэксперт, специализирующийся в области автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП, но никак не следователь и суд устанавливает и экспертным путем доказывает наличие в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы (дорожников) вину (виновность) в случившемся ДТП.

Именно автоэксперт в силах методологически обоснованно установить виновность (вину) в случившемся ДТП того или иного водителя (в т.ч. пьяного / нетрезвого).

Именно автоэксперт имеет право устанавливать вину в ДТП пешехода.

Именно на плечи автоэксперта возлагается столь сложный вывод как – обоюдная вина (виновность) в совершении ДТП.

Именно автоэксперт имеет право определять степень вины (виновности) каждого из участников дорожного движения в ДТП.

Именно автоэксперт в силах определить вину (виновность) в ДТП кроме водителя таких участников дорожного движения как пассажиров и работников дорожных служб (дорожников).

Положение экспертизы обстоятельств ДТП в системе автотехнических экспертиз

С точки зрения судебного эксперта, независимая экспертиза обстоятельств ДТП в колонке прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным и трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для этого для проведения данного вида судебной экспертизы требуется первоклассное судебно-экспертной образование, доступное не многим.

Так в штате НП «Федерация Судебных Экспертов» работают эксперты, имеющие высшее судебно-экспертное образование, полученное в единственном ВУЗе страны, где производится подготовка экспертов-автотехников высшей категории, а именно в МГТУ им. Баумана.

На текущий момент, к сожалению, только в данном ВУЗе страны подготавливаются по настоящему первоклассные эксперты, которые на предельно высоком научно-техническом уровне могут провести автотехническую экспертизу / исследование обстоятельств возникновения ДТП, исследовать причины и условия возникновения ДТП, определить скорость автомобиля по тормозному пути, исследовать дорожные условия и иные параметры, повлиявшие на возникновение ДТП.

Узловым элементом автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.

Задачи

Целями и задачами судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП являются:

  • определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление удаления транспортного средства / автомашины, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление взаимного расположения транспортного средства / автомашины в различные моменты ДТП;
  • определение и установление времени преодоления транспортного средства / автомашины определенных участков пути;
  • определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства / автомашины, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение и установление взаимного положения транспортного средства / автомашины и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно и установление действия водителя по управлению транспортного средства / автомашины, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства / автомашины требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • определение и установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избегания происшествия;
  • определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства / автомашины предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства / автомашины или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства / автомашины и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами судебной автотехнической экспертизы, либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных.

Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления транспортного средства / автомашины, можно решить лишь после определения технического состояния транспортного средства / автомашины.

Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния транспортного средства / автомашины, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей транспортного средства / автомашины экспертам зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на транспортного средства / автомашины и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц.

Проведение судебной автотехнической экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС. Экспертиза обстоятельств ДТП наш профиль.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector