Расчет тяжести последствий ДТП - Camaro-Club.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Расчет тяжести последствий ДТП

Расчет тяжести последствий ДТП

Относительные показатели вычисляются делением одного абсолютного показателя на другой. В общем виде формула для расчета относительного показателя имеет вид:

где О – относительный показатель; А – один абсолютный показатель; В – другой абсолютный показатель; К – масштабный коэффициент.

Например, если А – число ДТП, В – число транспортных средств и К = 10 4 , то получим такой хорошо известный относительный показатель, как число ДТП в расчете на 10 тыс. транспортных средств.

Прежде чем рассмотреть конкретные относительные показатели и особенности их использования при анализе аварийности коротко остановимся на термине “относительный показатель”.

Удельные показатели, о которых речь пойдет в следующем параграфе, образуются, как и относительные, делением одного показателя на другой. Видимо поэтому во многих публикациях не делается различий между удельными и относительными показателями. Нам представляется это не совсем верным. Удельные показатели по своему семантическому значению должны задавать долю (как правило, выраженную в процентах) одного показателя от другого. Поэтому два показателя, которые делятся друг на друга при расчете удельного показателя, должны иметь одинаковый физический смысл (размерность). Название же “относительный показатель” просто означает, что он получен делением одного абсолютного показателя на другой * . При этом совсем не обязательно, чтобы показатели имели один и тот же физический смысл (размерность). Например, не имеет смысла такой удельный показатель, как “доля ДТП от числа транспортных средств”, хотя, как мы уже видели, вполне реальный физический смысл имеет относительный показатель “число ДТП на 10 тыс. транспортных средств”. Именно в такой интерпретации мы будем использовать термины “удельный” и “относительный” показатели.

* ( В математике общепринято понимать под словом “отношение” операцию деления.)

Относительные показатели позволяют более объективно проводить сопоставление различных республик, краев, областей, министерств и ведомств, поскольку при расчете этих показателей можно учесть действие наиболее важных факторов, характеризующих условия деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Действительно, то, что, например, в одной области совершается в 2 раза больше дорожно-транспортных происшествий, чем в другой, еще не говорит о том, что там хуже поставлена работа по предупреждению ДТП, поскольку при этом не учитываются масштабы и уровень развития области. Если же мы рассчитаем число ДТП на 10 тыс. транспортных средств, то сравнение областей по этому относительному показателю будет уже гораздо более объективным, так как учитывается один из наиболее существенных факторов, характеризующих условия деятельности по ОБДД – численность автомототранспорта.

Это важное свойство относительных показателей обусловливает их широкое применение в практике аналитической работы. Ежегодно публикуются десятки и сотни всевозможных материалов, в которых предлагаются все новые и новые относительные показатели для характеристики процесса автомобилизации, состояния аварийности, риска попадания в дорожно-транспортное происшествие и т. д. Мы остановимся только на некоторых показателях, наиболее часто используемых в практике сопоставительного анализа.

Относительные показатели, характеризующие процесс автомобилизации. Из этой группы наибольшее применение находят три показателя.

  1. Число транспортных средств в расчете на 1 тыс. населения. Наиболее часто этот показатель называют уровнем автомобилизации или уровнем моторизации населения и используют для характеристики степени участия населения в дорожном движении. Уровень моторизации в определенной степени отражает сложность решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения и широко применяется для характеристики процесса автомобилизации.
  2. Протяженность дорог на единицу территории региона. Этот показатель принято называть “плотностью дорожной сети” и использовать как для оценки возможностей распределения транспортных потоков по автомобильным дорогам так и для характеристики уровня экономического развития региона в целом. Однако при сопоставительном анализе необходимо в обязательном порядке учитывать условия исторического развития, природно-географические условия и другие факторы. Например, во Франции плотность дорожной сети почти в 50 раз выше, чем в целом по СССР. Однако такая разница во многом объясняется наличием огромных неосвоенных территорий Сибири, Дальнего Востока и севера европейской части СССР, где строительство дорог практически началось лишь в последние 10-20 лет.
  3. Число единиц транспортных средств в расчете на протяженность дорог. Наиболее подходящее название для этого показателя, по нашему мнению, “загрузка дорожной сети”. Многочисленные исследования показывают, что одним из факторов, в значительной степени влияющим на уровень аварийности, является плотность транспортных потоков на дорогах. Плотность потоков определяется прежде всего интенсивностью движения транспортных средств, которая в свою очередь может сильно отличаться для различных дорог в зависимости от их технической категории, времени года и других факторов. Однако при сопоставлении крупных регионов достаточно адекватной характеристикой плотности потока является загрузка дорожной сети. При этом, однако, следует учитывать структуру дорожной сети, так как дороги являются наименее динамично развивающейся компонентой в системе водитель – автомобиль – дорога и во многих регионах они сохраняют традиционно сложившуюся структуру.
Читайте также:  Оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД

В целом по группе относительных показателей, используемых для характеристики процесса автомобилизации, можно сказать, что каждый из них действительно отражает тот или иной аспект процесса автомобилизации, но ни один из них не является определяющим с точки зрения влияния на уровень аварийности.

Относительные показатели, характеризующие уровень аварийности по отношению к численности парка транспортных средств. Эти показатели, как правило, вычисляют делением числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых на число транспортных средств, выражаемых в сотнях, тысячах или десятках тысяч. Часто эта группа относительных показателей используется и для сопоставления по отдельным видам транспортных средств: число ДТП по вине водителей транспортных средств народного хозяйства на 10 тыс. транспортных средств народного хозяйства, число ДТП по вине водителей автобусов на 10 тыс. автобусов и т. д.

Широкое использование относительных показателей аварийности в расчете на 10 тыс. транспортных средств в практике сопоставительного анализа объясняется тем, что они имеют ясный физический смысл: число ДТП на 10 тыс. транспортных средств характеризует риск попадания транспортного средства в дорожно-транспортное происшествие, число погибших на 10 тыс. транспортных средств – риск того, что в результате эксплуатации транспортных средств в течение анализируемого периода оно попадает в дорожно-транспортное происшествие с погибшими и т. д.

Рассмотрим конкретный пример использования относительных показателей, приведенных в табл. 3.4.


Таблица 3.4. Число ДТП на 10 тыс. транспортных средств различного вида

Приведенные относительные показатели аварийности позволяют сопоставить не только уровень, но и структуру аварийности в отдельных районах. Так, например, в целом по всем транспортным средствам аварийность в Левобережном р-не на 86,7 % выше, чем в Туркинском, в то время как на грузовых автомобилях аварийность наиболее высока в Жарковском р-не. Эти сведения позволяют выделить отстающие направления работ и целенаправленно планировать мероприятия по предупреждению ДТП.

Относительные показатели, характеризующие уровень аварийности по отношению к численности населения. Число погибших и раненых в расчете на 100 тыс. населения сравнительно редко используется для характеристики уровня аварийности. Эти показатели характеризуют риск попадания каждого отдельного человека в дорожно-транспортное происшествие, риск погибнуть или получить ранения в них, поэтому наибольшее практическое применение находят при сопоставлении между собой различных групп населения: детей и взрослых, здоровых и инвалидов, мужчин и женщин и т. д. Однако они могут использоваться и для сопоставления между собой состояния аварийности в различных регионах.

Относительные показатели, характеризующие уровень аварийности по отношению к дорожной сети. Следует сказать, что до настоящего времени еще ведутся поиски показателей, которые могли бы использоваться для характеристики степени безопасности дорог при межрегиональном сопоставлении.

Достаточно часто используются два вида относительных показателей аварийности: в расчете на 100 км дорог и на 100 млн. км пробега по дорогам. Первый обладает весьма существенным недостатком: не учитывает интенсивность движения по дорогам, второй имеет низкую степень достоверности исходных данных об интенсивности движения.

Относительные показатели, характеризующие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. В подавляющем большинстве случаев для характеристики тяжести последствий используется один показатель – число погибших на 100 пострадавших (суммарное число погибших и раненых). Этот показатель служит для характеристики степени пассивной безопасности транспортных средств и автомобильных дорог, а также степени развития и уровня организации работ по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Недостатком данного показателя является то, что его значение весьма существенно зависит от определения понятий “погибший” и “раненый” в ДТП. Например, в основном из-за различий в системе учета наблюдается значительный разброс числа погибших на каждые 100 пострадавших в разных странах.

Поэтому в тех случаях, когда необходимо сопоставить тяжесть последствий ДТП в странах с разной системой учета чаще используют показатель “число пострадавших на 100 дорожно-транспортных происшествий”. Разброс этого показателя значительно меньше зависит от системы учета ДТП.

В заключение данного параграфа необходимо отметить одну особенность относительных показателей аварийности. Анализируя динамику изменения относительных показателей, многие исследователи отмечают, что эти показатели имеют устойчивую тенденцию к снижению и исходя из этого делают вывод о повышении безопасности дорожного движения. Подобное утверждение представляется принципиально неверным. Относительные показатели могут и должны применяться для сопоставления уровня аварийности в определенные периоды времени, для выявления отстающих направлений работы. Однако состояние работ по обеспечению безопасности дорожного движения должно оцениваться прежде всего по снижению абсолютных показателей аварийности. Нельзя признавать работу удовлетворительной, если число пострадавших в ДТП увеличивается, но за счет быстрого роста парка транспортных средств происходит снижение относительного показателя. Именно поэтому относительные показатели не должны являться решающими для оценки деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Читайте также:  Мелкое ДТП во дворе что делать?

Расчет тяжести последствий ДТП

Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.

Различают следующие виды анализа ДТП:

– анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);

– анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).

Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления — на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП — построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.

На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.

Объектами сопоставления являются:

– субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;

– объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;

– дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;

– категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.

Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.

Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.

Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД.

Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:

– характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

– численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;

– условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,

– стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).

Абсолютные показатели мало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого.

Наиболее часто используют:

– удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей;

– удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей;

– удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП;

– удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП;

– удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП;

– удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.

Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.

Читайте также:  Возмещение убытков при ДТП с виновника

К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:

– по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);

– отношению к базовому периоду времени;

– отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);

– средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).

Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).

Характер нарушенийДоля ДТП в общем числе отчетных, %Характер нарушенийДоля ДТП в общем числе отчетных, %
Водитель Неправильный выбор скорости водителем Выезд на полосу встречного движения Несоблюдение приоритета на нерегулируемом пересечении Нарушение правил обгона Несоблюдение дистанции11,0 8,5 4,5 3,1Пешеходы Переход дороги в неустановленном месте Внезапный выход на проезжую часть в непосредственной близости от транспортного средства6,5 8,0

Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.

Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.

Коэффициент тяжести ДТП КТ может быть определен как отношение числа погибших людей nу к числу раненых np за определенный календарный срок:

Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1 /5 до 1 /40. Следует, однако, учитывать, что на величину КT оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.

На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным:

– на 10000 жителей;

– на 1000 транспортных средств;

– на 1000 водителей;

– на 1 км протяжения дороги;

– на 1 млн. км пробега транспортных средств.

Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП — величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3-12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.

Вид ДТПОтносит. тяжесть последствий ДТПВид ДТПОтносит. тяжесть последствий ДТП
Падение пассажира Наезд на гужевой транспорт Опрокидывание Наезд на пешеходаНаезд на велосипедиста Столкновение Наезд на препятствие Наезд на животное

Показатель относительной аварийности Ко определяют по формуле:

где – — количество ДТП на рассматриваемый период (обычно год);

— суммарный пробег транспортных средств за тот же период, км;

– протяженность магистрали, км;

– суточный объем движения транспортных средств.

garantr.ru

Р-03112199-0502-00 Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий

  • 4 Класификация степени тяжести при дтп
    1. 4.8 Классификация степени тяжести при дтп
    2. 4.1 Как определяется степень тяжести вреда здоровью при дтп?
    3. 4.7 Классификация травм по степени тяжести при дтп
    4. 4.3 Причинение вреда здоровью тяжкой, средней и легкой степени здоровью при дтп
    5. 4.6 Вред здоровью при дтп: определение и возмещение
    6. 4.4 Правила определения степени тяжести вреда здоровью
    7. 4.5 Классификация дтп по степени тяжести последствий
    8. 4.2 Вред здоровью при дтп
  • 5 Как определяется тяжесть последствий дтп
    1. 5.4 Как определяется степень тяжести вреда здоровью при ДТП
    2. 5.1 В дтп причинен вред здоровью: действия и последствия
    3. 5.3 Вред здоровью при ДТП
    4. 5.5 Причинение вреда здоровью при ДТП
    5. 5.2 Дорожно-транспортное происшествие

    Расчет тяжести последствий ДТП

    Россия – одна из стран-лидеров по числу смертельных ДТП.

    Всего аварий в России 133 203 Из них со смертельным исходом 16 600 Число аварий, в которых погибли дети 582 Количество пострадавших в ДТП, но не погибших 168 146 Количество пострадавших в ДТП детей 15 860 Это всего лишь цифры, но сложно представить, сколько горя и переживаний стоит за каждым из аварийных событий.

    Таблица 2. Частота ДТП в зависимости от региона за 2016 год. Регион Количество Москва 492 Н-Новгород 379 С-Петербург 253 Ростов 501 Волгоградская область

    Задание №2.

    Используя данные статистики дорожно-транспортных происшествий, рассчитать следующие показатели аварийности.

    Для наглядности и последующего анализа эти же данные представлены на графиках 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Анализ приведенных данных показал, что тенденции по ДТП и погибшим в РФ в целом и по Сибирскому округу схожи − за период с 2004 по 2013 год количество ДТП и погибших незначительно снизилось, при этом снижение происходило волнообразно.

    Количество раненых при этом и в РФ в целом, и в Сибирском округе повысилось, причем в РФ более значительно, и изменения так же происходили волнообразно. Во всех случаях пик приходился на 2007 год − в этом году отмечено наибольшее количество ДТП, погибших и раненых.

    Наименьшее количество приходилось на 2009-2010 года. На фоне увеличения общего числа ДТП и соответственно количества раненых, а также снижения числа погибших можно сделать вывод о том, что происходило снижение количества ДТП со смертельным исходом.

    Среди регионов Сибирского округа первое место по количеству ДТП занимает Красноярский край, при этом количество ДТП в этом регионе все время повышается.

    indbooks

    Телесные повреждения средней тяжести – это повреждения, которые не представляют опасности для жизни пострадавшего, однако приводят к длительному расстройству его здоровья или к значительной стойкой утрате общей трудоспособности менее чем на одну треть.

    Самыми опасными являются тяжкие телесные повреждения. Они влекут за собой причинение вреда, представляющего угрозу для жизни пострадавшего, либо потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа, утрату этим органом его функций. Кроме того, тяжкими телесными повреждениями признается причинение иного вреда здоровью, повлекшее за собой расстройство здоровья, сопряженное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо повлекшее иные тяжелые последствия.

    Дорожно-транспортные происшествия, последствия которых ограничиваются лишь причинением материального ущерба, можно считать самыми безобидными. Материальным

    Как оценивается степень тяжести полученных травм при ДТП

    Этот материал – первая ступень к тому, чтобы в будущем определить полученный вред и его степень тяжести при ДТП.

    В России исследование могут проводить с целью:

      определения способа наказания для виновного лица; получения компенсации от страховой компании.

    Справка о ДТП обязательно должна содержать информацию о потерпевших или погибших (на оборотной стороне).

    Если есть возможность, стоит как можно скорее проверить написанное в выданной справке о происшествии. Некорректные, неточные сведения осложнят работу экспертной комиссии и получение страховой выплаты. Становится возможным установить тяжесть нанесённого вреда здоровью с помощью судебно-медицинской экспертизы.

    Строго прописанная законом процедура осуществления требует исполнения обязательных критериев:

    Исключительно госучреждения, осуществляющие судебно-медицинские исследования, и ИП, лицензированные на исполнение этого функционала, уполномочены созывать комиссию и выдавать заключение.

    Основные последствия ДТП

    Заметно также влияние скорости движения ТС на последствия ДТП и качество дорожного полотна.

    По данным ГИБДД аварии происходят из-за разных факторов, однако есть группа причин, по которых ДТП случаются чаще. Чаще всего дорожно-транспортные столкновения происходят по таким причинам:

    1. проезд на запрещающий сигнал;
    2. вождение в состоянии алкогольного опьянения;
    3. превышение скорости;
    4. несоблюдение порядка пересечения перекрестков и переездов.
    5. разворот в запрещенном месте;

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДТП И ТЯЖЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ

    (2000 г.)

    Кол-во ДТП (ед.) Число участников ДТП (чел.) Тяжесть последствий ДТП

    Состояние аварийности на автомототранспорте (за 4 месяца 2001 г.)

    За январь-апрель текущего года на территории Российской Федерации зарегистрировано 33772 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 5990 и ранено 37413 человек.

    По сравнению с аналогичным периодом прошлого 3 года количество ДТП уменьшилось на 0,9%, число погибших в них людей – на 3,2%, при этом число раненых осталось на уровне предшествующего года. Рост основных показателей аварийности отмечен в 13 субъектах Российской Федерации. Наиболее значительное увеличение имело место в Кировской, Самарской областях, Усть-Ордынском Бурятском, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах.

    Тяжесть последствий ДТП в среднем по России составила 14 погибших на 100 пострадавших. Наиболее тяжкими последствиями характеризовались ДТП в Чукотском автономном округе (50 погибших на 100 пострадавших), Республике Ингушетия (34), Коми-Пермяцком (27), Ненецком (27) автономных округах, Кабардино-Балкарской Республике (23) и Московской области (23). Менее 10 погибших в расчете на 100 пострадавших зарегистрировано в Республике Коми, Республике Татарстан, Республике Хакасия, Приморском крае, Архангельской, Мурманской, Новосибирской, Омской, Сахалинской областях и г. С.-Петербурге. На территории Агинского Бурятского и Таймырского автономных округов не зарегистрировано ни одного погибшего в ДТП человека.

    В среднем по стране на каждые 10 тыс. транспортных средств пришлось 11 ДТП, а на 10 тыс. км протяженности улично-дорожной сети – 193. Число пострадавших на 100 тыс. жителей в среднем по России составило 30 человек.

    Основное количество (69,3%) происшествий зарегистрировано из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств. По их вине произошло 23405 (-0,5%) ДТП, в результате которых погибло 4554 (-3%) и ранено 28157 (+0,6%) человек.

    Определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. На их долю пришлось 75,1% от всех происшествий по вине водителей. Причем она имеет тенденцию к увеличению. За три месяца текущего года данная доля составила 73,2%. Этими водителями совершено 17568 (-1,2%) ДТП, в результате которых погиб 3301 (-3,8%) и ранено 22149 (-0,3%) человек.

    Сохранилась тенденция роста количества дорожно-транспортных происшествий (+1,5%) и числа раненых (+3,9%) в них людей по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц. Число погибших при этом уменьшилось на 1,5%. Всего на территории России зарегистрировано 3412 таких ДТП, в которых погибло 708 и получили ранения 4114 человек.

    Более трети (37,5%) или 12664 (-1,6%) ДТП произошло из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. В этих происшествиях погибло 1937 (-3,3%) и ранено 11167 (-1,5%) человек.

    В течение четырех месяцев снизилось количество ДТП с участием детей и подростков (-6,2%), число погибших (-16,1%) и раненых (-6,1%) в них детей. Всего на территории Российской Федерации произошло 4307 таких дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 255 и ранено 4248 человек, не достигших 16 лет.

    За январь-апрель на дорогах и улицах страны было зарегистрировано 24 (+20%) дорожно-транспортных происшествия с особо тяжкими последствиями, в результате которых погибло 93 (+14,8%) и ранено 165 человек (+63,4%) человек.

    Более трех четвертей (25987 ДТП или 76,9%) всех дорожно-транспортных происшествий произошло в городах и населенных пунктах. Тяжесть их последствий составила 11 погибших на 100 пострадавших. На автодорогах России зарегистрировано 7717 или 22,9% ДТП, тяжесть последствий которых в два с лишним раза выше, чем в городах и населенных пунктах (22). В «других» местах было совершено 68 ДТП, в них погибло около трети пострадавших (показатель тяжести последствий ДТП составил 31).

    Продолжился рост основных показателей аварийности из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети. Данная причина зафиксирована при регистрации 11601 ДТП (+27,7%), что составило более трети (34,4%) всех происшествий, имевших место на протяжении января-апреля с.г. В этих ДТП погибло 2055 (+22,2%) и ранен 12721 (+26,2%) человек.

    Из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств за четыре месяца т.г. зарегистрировано 529 (-17,3%) ДТП, в которых 123 (-24,1%) человека погибло и 667 (-10,1%) ранено. Доля этих происшествий в общем количестве ДТП – 1,6%.

    Тема 8. Статистика ДТП

    Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в РФ остается сложной. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек. Свыше 70 % из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

    Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн. единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно-развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные автомагистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,4 километра на квадратный километр территории, фактически осталась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечает установленным требованиям также и техническое состояние большинства автомобильных дорог.

    Виды ДТП. Причины и последствия совершения ДТП

    Под дорожно-транспортным происшествием понимают происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. Дорожно-транспортное происшествие подразделяют на группы в зависимости от тяжести последствий, характера (вида) ДТП, места происшествия и других признаков.

    По тяжести последствий ДТП делят на 3 группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие, легкие.

    По виду ДТП делят на столкновения транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие. К последнему виду ДТП относят, например, падение перевозимого груза, падение пассажира, удар оторвавшимся колесом.

    Изучение ДТП показало, что наиболее часто они возникают в летне-осенний период – с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно: наибольшее их число падает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за го­род. Всплеск аварийности приходится на вечерний пик, что объясняется не только ростом интенсивности движения транспор­та и пешеходов, но и наступлением сумерек (в осенне-зимний период), а также накопленной за рабочий день усталостью уча­стников движения и некоторой долей спешки. Скорость движения также имеет особое отношение к ДТП – почти все они так или иначе связаны со скоростью. В одних случаях она является основной причиной, в других – она не позволяет избежать аварии, вызванной другими причинами, в-третьих случаях она усугубляет последствия. Широко распространено ошибочное убеждение, что, чем ниже скорость, тем ниже аварийность. На длинных однообразных прямых участках магистральных дорог снижение скорости ниже оптимальной само по себе является причиной аварий. Наиболее безопасной является скорость, точно соответствующая реальным условиям движения на данном участке в данный момент. Самой безопасной является средняя скорость потока – любое отклонение от нее приводит к резкому возрастанию аварий. Это объясняется чрезвычайно просто — при движении со средней скоростью по­тока маневрирование минимальное, движение равномерное, без рывков, торможений, поперечных перемещений и т.д. При возрастании скорости начинаются маневры, особенно обгоны — либо ты обгоняешь сотни автомобилей, либо тебя обгоняют эти сотни — в любом случае опасность возрастает в десятки раз. С повышение скорости, особенно, после 80 км/ч тяжесть по­следствий быстро возрастает. Количество ДТП в центре города, где средняя скорость всего лишь около 30 км/ч, примерно в 20 раз выше количества ДТП на скоростных дорогах, где средняя скорость достигает 100 км/ч. Этот пример подтверждает тот факт, что причиной ДТП является не сама по себе скорость, а ее несоответствие конкретным условиям движения.

    Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте возглавляет и координирует ГИБДД. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организа­циями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов. Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность исполь­зования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети.

    Причины ДТП делятся на 5 основных блоков – водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие.

    • Самый большой блок причин — водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.
    • Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.
    • Блок транспортные средства включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются повреждения тормозных шлангов и других деталей тормозного привода, поломка деталей рулевого привода, разрыв шины (переднего колеса) износ протектора шины и т.д.
    • Блок дорожные условия также включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются скользкое покрытие, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин и т.д.
    • Блок прочие причины включает вину велосипедистов: нетрезвое состояние, внезапный выезд из ряда, несоблюдение очередности проезда и т.д.; вину возчиков и пассажиров; стихийные бедствия, например, падение дерева и т.д.

    Каждому, кто садится за руль или салон автомобиля следует помнить, что риск стать участником ДТП есть всегда. К сожалению, даже 100% выполнение Правил дорожного движения не всегда гарантирует полную безопасность, т.к. на дороге находятся те люди, которые своими противозаконными действиями могут совершить ДТП. Поэтому задача каждого, кто находиться в автомобиле – максимально минимизировать возможные негативные последствия в случае возникновения ДТП.

    Лучше в 1000 раз преувеличить опасность, нежели хотя бы 1 раз допустить оплошность. Ведь именно этот единственный раз может оказаться роковым.

    А в результате ДТП в любом случае наступают негативные последствия, будь то поломка автомобиля, травмирование или гибель людей. И здесь весьма важно понимать, что водитель и пассажиры в состоянии влиять на тяжесть возможных последствий. Речь идет о нехитром устройстве, которое уже более 50-ти лет верой и правдой служит человечеству, ежегодно спасая на дорогах тысячи людских жизней. Имя этому устройству – ремень безопасности. Первый трехточечных ремень безопасности появился на серийном автомобиле «Вольво» в 1951 году, а в 1904 году был запатентован его прадед- поясной ремень безопасности. К сожалению далеко не все водители и пассажиры осознают то, что пристегнутый ремень безопасности – последний шанс выжить в серьезном ДТП. Отговорок можно по этому поводу услышать много, но все они несостоятельны и надуманы. В особом положении находятся дети пассажиры, часто можно видеть, как дети перевозятся на руках у не пристёгнутых пассажиров, либо стоят в проеме между двух передних сиденьях. И тот и другой способ перевозки – смертельно опасный для маленьких пассажиров. В первом случае ребенок может получить смертельные травмы от навалившегося на него веса взрослого пассажира, а во втором случае – ребенок неминуемо удариться либо о переднюю панель, либо о лобовое стекло. Причем оба варианта возможны не только в случае ДТП, но даже в случае экстренного торможения. Поэтому для безопасной перевозки детей должны использоваться специальные детские автокресла. Кроме того, лишние, не закрепленные предметы, находящиеся в салоне автомобиля в момент ДТП превращаются в снаряды, которые могут смертельно травмировать водителя и пассажиров. Причиной более тяжких последствий может также явиться неправильная посадка на сиденье. При положении полулежа водитель или пассажиры в момент ДТП подныривают под спасительный ремень безопасности и минуя его получают серьезные травмы.

    Инспектор (по пропаганде БДД и розыску) ОГИБДД О МВД России

    Основные последствия ДТП

    Несмотря на то, что ужесточение административных взысканий за несоблюдение ПДД дало некоторый результат на уменьшение количества ДТП, это число по-прежнему остается высоким. Россия – одна из стран-лидеров по числу смертельных ДТП.

    Статистика дорожных происшествий

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Столкновения транспортных средств происходят часто, однако все они имеют разную тяжесть последствий.

    Жертвы из дорожных происшествий во много раз превышают показатели смертности и травматизма даже в сравнении с авиакатастрофами и авариями на железных дорогах.

    Таблица 1. Общая статистика за предыдущий год.

    Всего аварий в России133 203
    Из них со смертельным исходом16 600
    Число аварий, в которых погибли дети582
    Количество пострадавших в ДТП, но не погибших168 146
    Количество пострадавших в ДТП детей15 860

    Это всего лишь цифры, но сложно представить, сколько горя и переживаний стоит за каждым из аварийных событий.

    Таблица 2. Частота ДТП в зависимости от региона за 2016 год.

    РегионКоличество
    Москва492
    Н-Новгород379
    С-Петербург253
    Ростов501
    Волгоградская область248

    Очевидно, что в городах с большой нагрузкой на автотрассы дорожные происшествия происходят чаще и потери в них больше. Заметно также влияние скорости движения ТС на последствия ДТП и качество дорожного полотна.

    Причины столкновений

    По данным ГИБДД аварии происходят из-за разных факторов, однако есть группа причин, по которых ДТП случаются чаще.

    Чаще всего дорожно-транспортные столкновения происходят по таким причинам:

    • превышение скорости;
    • проезд на запрещающий сигнал;
    • разворот в запрещенном месте;
    • вождение в состоянии алкогольного опьянения;
    • несоблюдение порядка пересечения перекрестков и переездов.

    Таблица 3. Распределение частоты ДТП в зависимости от причин, вызвавших аварийную ситуацию.

    Общий фактор рискаПричины
    Нарушение ПДДАлкогольное опьянение
    Превышение скорости
    Отказ от ремней безопасности
    Неиспользование специальных детских кресел
    Неисправные авто
    Влияние отвлеченийРазговор по телефону
    Беседы с попутчиками
    Курение за рулем
    Прием пищи
    Громкая музыка
    Животные в салоне
    Другие причиныНеудобная обувь
    Усталость
    Плохое дорожное полотно
    Плохая погода и ограниченная видимость

    Как правило, в таких случаях от тяжелых последствий ДТП в некоторой степени уберегают ремни безопасности. Нередко в дорожно-транспортные происшествия попадают маршрутные такси.

    Автобусы опрокидываются редко, так как скорость их движения меньше, чем у маршруток.

    Таблица 4. Число аварий за 2016 год по регионам с участием общественного транспорта.

    РегионОбщее число ДТПЧисло смертейЧисло пострадавших
    Москва2 000902 540
    Санкт-Петербург1 540541 945
    Ростов1 34514510870

    Как видно, при ДТП с общественным транспортом травмируется немало людей, так как из-за ошибки одного водителя страдает группа пассажиров. Очень часто происходят дорожно-транспортные происшествия, виновниками которых оказываются пешеходы.

    Переход улицы в неположенном месте или на запрещающий сигнал приводит к травмам, а иногда даже к летальным последствиям.

    Аварии с пешеходом вне пешеходного перехода приводят к многочисленным человеческим потерям:

    • например, в Иркутской области только за прошедший год из-за наездов погибло более 100 человек и около 700 получили травмы;
    • в течение последнего 2020 года по Москве и области имуществу и жизни населения был нанесен значительный ущерб из-за ДТП с участием мотоциклов. Произошло 181 столкновение.

    К сожалению, водители этой категории транспортных средств попадают в страшные происшествия чаще других.
    ДТП с велосипедистами не регистрируются в обычном порядке, поэтому данные по таким столкновениям очень приблизительны.

    За год в таких происшествиях в этом же регионе погибло 2 человека, пострадало более 150.

    Как определяется тяжесть последствий ДТП

    Расстройство здоровья и имущественные потери могут быть разной степени.

    Все последствия ДТП подразделяют на следующие:

    • материальный ущерб;
    • телесные повреждения легкой степени;
    • вред здоровью средней тяжести;
    • тяжкие телесные повреждения;
    • сметь пострадавшего;
    • особо тяжкие последствия (смерть 4 и более человек или травмы 15 и более человек).

    Над снижением тяжести последствий ДТП постоянно работают эксперты.

    Применяются следующие меры по снижению количества происшествий на дорогах:

    • ужесточаются меры наказания за нарушение ПДД;
    • проводятся профилактические проверки водителей, особенно в праздничные и выходные дни;
    • вводятся ограничительные меры на продажу алкогольных напитков в вечернее время суток и в местах отдыха водителей;
    • становится более строгим наказание за вождение в состоянии алкогольного опьянения.

    Хотя количество ДТП уменьшается, такие случаи по-прежнему приносят немало проблем.

    Итоги нарушений

    Нарушения правил дорожного движения влекут ответственность. Конечно, иногда обвинение в каком-то нарушении является несправедливым и, возможно, даже потребуется адвокат.

    Хорошо, если в результате столкновения вред был нанесен только имуществу. В итоге нарушений правил дорожного движения наносится вред здоровью.

    Его разделяют на 3 категории:

    • легкой тяжести;
    • средний вред;
    • тяжкие повреждения.

    Таблица 5. Характеристики потери трудоспособности.

    Степень тяжестиСрок восстановленияПроцент утраты трудоспособности
    легкаяне более 21 дня10%
    средняяболее 21 дня30%
    тяжкие телесные повреждения (перелом грудной клетки, ушиб легких или перелом шейных позвонков)более 120 днейболее 30 %

    Если по итогам нарушений водителем ПДД пострадавший получил только ушибы или ссадины, вред не считается ущербом здоровья. Если водитель, лишенный прав, попал в ДТП, последствия могут быть крайне неприятными.

    Ему придется оплатить штраф в размере 30 000 рублей. Кроме того, ему могут быть назначены обязательные работы от 100 – 200 часов или административный арест до 15 суток. (Данные положения описаны в статье КоАП №12.7, пункт 2).

    Если же прав не было вообще, но водитель сел за руль, ему назначается административный штраф в размере от 5 000 – 15 000 рублей. (Статья 12.7, пункт 1).

    В таком случае водитель двигается по дороге только без страховки. Значит, сумму ремонта автомобиля пострадавшего и собственного придется покрывать из собственного кармана.

    Виновник скрылся

    Если виновник дорожно-транспортного происшествия оставляет место ДТП и скрывается, он совершает грубое правонарушение.

    В согласии со статьей 12.27 КоАП за оставление места ДТП может быть предусмотрено такое наказание:

    • лишение прав управлять транспортным средством от 1-1,5 лет;
    • административный арест до 15 суток.

    Метод пресечения правонарушителю определяет только суд. В 95% случае определяется первая мера взыскания – изъятие прав вождения.

    Если же последствия ДТП несущественные, а, возможно, виновник даже и не знал о случившемся столкновении, таких наказаний можно избежать. Важно грамотно доказать то, что происшествие было не замечено или что оставлением места ДТП имело весомое обоснование.

    Удар в колесо

    Иногда удар приходится в заднее или переднее колесо. Такое происшествие также считается дорожно-транспортным происшествием. Из-за такого удара может быть согнут диск или нарушена балансировка.

    Правильное оформление такого мелкого ДТП позволит получить все необходимые страховые возмещения, так как повреждения такого рода должны считаться страховым случаем.

    Разъехались по согласию

    Если после ДТП водители решают разъехаться и не вызывать сотрудников полиции необходимо составить расписку в двух экземплярах об отсутствии претензий или о возмещении ущерба.

    В случае обоюдного согласия водителю без страхового полиса или без прав удастся избежать наступления административной ответственности. Вот только весь убыток придется покрывать из собственного кармана, в том числе и моральный ущерб.

    Со смертельным исходом

    Следующая таблица описывает виды нарушений, причинивших тяжелые последствия, и основана на Уголовном Кодексе, статье 264.

    Таблица 6. Наказание виновнику за аварии со смертельным исходом.

    Причиненный вредНаказание
    Гибель 1 человекаЛишение свободы до 5 лет или обязательные работы до 4-х лет
    Гибель 1 человека, где водитель пьянЛишение свободы от 2-7 лет
    Гибель 2-х и более человекВыполнение работ до 5 лет или лишение свободы до 7 лет
    Гибель 2-х и более человек, когда водитель пьянЛишение свободы от 4-9 лет

    То, какая мера наказания будет назначена виновному водителю, определяется только из того, имела ли смерть пострадавшего причинно-следственную связь со столкновением. Проводятся необходимые экспертизы.

    На решение судей относительно меры наказания может повлиять наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

    Самое тяжелое обстоятельство – допущение аварии в состоянии алкогольного опьянения.

    Последствия ДТП могут быть очень разными. Чем внимательнее водитель на дороге, тем больше шансов свести к минимуму нанесенный вред и сохранить свою жизнь и жизнь окружающих людей.

    Видео: Что делать при аварии на дороге. Почему нельзя оставлять место ДТП. Действия водителя.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
      • Регионы – 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector