Кто определяет виновника ДТП? - Camaro-Club.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Кто определяет виновника ДТП?

Обязательно ли признание вины в европротоколе и куда писать?

  1. Чёткого указания на обязательность признания вины в европротоколе в законодательстве нет, но Верховный суд указал, что оно нужно.
  2. Написать “вину признаю” можно в 15 графе лицевой стороны и 2 графе оборотной стороны извещения.
  3. При обоюдной вине солидарную ответственность также следует указать.

Европротокол по ОСАГО накладывает определённые обязательства на участников ДТП. В том числе очень внимательно следует отнестись к правильному заполнению извещения. Однако, по состоянию на 2020 год отсутствует чёткое указание законодательства на обязательность фразы “вину в ДТП полностью признаю” виновником аварии. Как лучше: признать вину причинителю вреда письменно или обойтись без этой фразы, как быть при обоюдной вине и оформлении без сотрудников ГИБДД и где правильно всё это писать, выясним в статье.

Вину признаю – отразить в европротоколе или нет?

Итак, в 2020 году ОСАГО регулируется преимущественно двумя нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом №40-ФЗ, предписывающим основные принципы ОСАГО, обязанности водителей и действия при страховых случаях,
  • Правилами страхования (Положение Банка России №431-П), которые регулируют более подробно данные вопросы.

И оба этих правовых акта не содержат чёткого указания о необходимости написать в европротоколе “признаю вину в ДТП”.

ФЗ-40 лишь указывает, что европротокол можно оформить в следующей ситуации:

  • ДТП произошло с участием двух ТС,
  • у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
  • нет вреда здоровью,
  • не вызывают разногласий перечень видимых повреждений,
  • нет разногласий по обстоятельствам происшествия.

Обратите внимание на последний пункт списка. Обстоятельства ДТП вовсе не обязательно должны включать обязательность признания вины. К ним можно отнести место и время аварии, те же повреждения, траектории автомобилей, места удара, скорость и другие данные.

Поэтому однозначного ответа на необходимость записи “вину признаю” в европротоколе в 2020 году нормативное законодательство не даёт.

Есть ответ Верховного суда

Как вы заметили, выше мы указали об отсутствии ответа в нормативном законодательстве. Но ответ всё же есть в правовых актах. И он дан Верховным судом РФ в соответствующем Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 года. В частности, пункт 14 Постановления говорит следующее:

14. Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путём совместного заполнения бланка извещения.

Все нижестоящие суды обязаны руководствоваться такими указаниями Верховного суда (однако, каждый суд принимает окончательное решение на основании исследования всех обстоятельств происшествия).

Таким образом, запись “вину признаю” в европротоколе лучше указать виновнику аварии прямым текстом.

Где писать?

Так как нет чёткого регулирования обязательности признания вины в законодательстве, то и отдельного поля в бланке извещения европротокола для этого тоже нет. Тем не менее, подходящих для этого полей в извещении целых 2, и можно в обоих них написать обсуждаемую нами фразу.

Первая находится на лицевой стороне извещения, где вы может написать “Вину в ДТП полностью признаю” в графе 15 внизу бланка:

Второе место – обратная сторона извещения, графа 2, здесь лучше указать что-то вроде “Свою виновность в дорожно-транспортном происшествии удостоверяю поставленной ниже подписью“:

В таком случае у страховой не будет повода придраться к возможному наличию разногласий в обстоятельствах ДТП с учётом пояснения Верховного суда России.

А если вина обоюдная?

В этой ситуации факт того, что оба участника виноваты в случившемся ДТП, следует также отразить в европротоколе. Только следует исключить слово “полностью” [признаю].

Можно прямо так и написать: “Вину со вторым участником признаём обоюдно, разногласия по степени виновности отсутствуют“. Либо, как указано в типовых схемах ДТП из пособия Российского союза автостраховщиков: “Несу ответственность за ущерб, причинённый в результате ДТП, в равной степени со вторым участником“.

Главное, чтобы и второй участник указал то же самое в своём бланке извещения на оборотной стороне.

Бланки уже сдали в страховую – что делать?

Ничего. Составление европротокола как волеизъявление обоих участников ДТП является признанием того, что разногласия отсутствуют. А, так как признания виновности официальный закон не требует, то потерпевшему достаточно ожидать выплаты, по схеме аварии страховщик оценит, кто виноват, и возместит ущерб.

Если вину никто не признаёт

В этом случае европротокол лучше вообще не оформлять, а вызвать сотрудников ГИБДД. Дело в том, что для возможности оформления извещения при наличии разногласий требуется передача данных в некорректируемом виде в РСА. Сделать это можно с помощью приложения ДТП.Европротокол (скачать в AppStore или Play Market) и только в Москве, области, Питере и области.

Также обратите внимание, что для этого ваш смартфон должен поддерживать спутниковую систему ГЛОНАСС.

ДТП с превышением скорости и помеха – кто виноват и как доказать?

Превышение и вина

На самом деле в дорожных ситуациях, когда один из водителей автомобилей не выполнил требование ПДД уступить дорогу, а другой тем временем превышал скорость, далеко не всегда всё так просто. Но судебной практике 2020 года в большинстве случаев виноватым оказывается не уступивший дорогу, а правда не отстаивается ввиду экономии времени и нервов. В конце концов, есть ведь страховка ОСАГО, и она покроет ущерб! Но правду отстоять можно и нередко несложно, нужно лишь правильно и последовательно доказать, кто виноват в ДТП с превышением скорости. Давайте обо всём по порядку!

Что это за ситуации?

Итак, все такие аварии, о которых мы ведём речь в данной статье, связывают 3 главных обстоятельства:

  1. один из водителей превышал разрешённую на данном участке дороги скорость – незначительно либо существенно,
  2. другой участник обязан был уступить дорогу (например, на перекрёстке при повороте налево или под знак на равнозначном, при выезде с прилегающей территории, при развороте, перестроении и так далее – таких обстоятельств множество), но у него этого не получилось из-за превышения первым водителем,
  3. в результате таких “пирогов” произошло ДТП.

Вы думаете, что это сложная ситуация, в которой сложно разобраться?! Спешим вас успокоить. Судебная практика, в том числе 2020 года, пестрит такими и подобными происшествиями.

А вот сложным случаем можно назвать, к примеру, такой, когда вследствие обнаруженной помехи превышающий скорость начал резко тормозить, но контакта 2 автомобилей не произошло. Тем не менее, превышающего в результате торможения занесло, и это стало причиной ДТП, только повреждена одна машина. Такие случаи называют “бесконтактными ДТП”.

Кто виноват: превышающий или создавший помеху?

Итак, обратимся сначала к ПДД и. не найдём здесь, конечно же, прямого ответа на наш вопрос. Есть множество пунктов, предписывающих уступать дорогу:

  • при повороте налево на перекрёстке встречному транспорту,
  • при проезде под знак “морковь” или “стоп”,
  • при развороте встречным и попутным,
  • при движении на стрелку светофора, горящую одновременно с красным,
  • при перестроении,
  • и так далее.

Юридической грамотности ради, давайте взглянем в пункт 1.2 ПДД и поймём, что из комбинации определений терминов “уступить дорогу” и “преимущество” нам нельзя вынудить изменить траекторию или скорость движения того, кто имеет по отношению к нам преимущество.

Но есть всё же в Правилах ещё один пункт, который многие автолюбители считают универсальным – 10.1. Он предписывает вести автомобиль не только со скоростью, не превышающей разрешённую, но и с такой, который бы позволила избежать столкновения в случае внезапного возникновения опасности на дороге, а также с учётом погодных и иных условий.

Таким образом, получаем, что при прочих равных условиях виноваты оба водителя: и тот, кто создал помеху, и тот, кто ехал слишком быстро. Но не всё так просто! Потому что инспектор ГИБДД, приехавший на такое ДТП, с большой долей вероятности “завиноватит” именно того, кто создал помеху. Обоснование здесь простое: какая разница, с какой скоростью двигался другой участник – ведь ваше нарушение привело к происшествию.

И, казалось бы, это слишком очевидно. И потому что-то здесь не так, но что?!

Как доказать, что превышающий скорость тоже виноват?

Для ответа на этот вопрос нам нужно понимать, как именно определяется вина на практике 2020 года. Здесь обратим ваше внимание на то, что никакой сотрудник ГИБДД на месте ДТП не уполномочен определять виновника. Инспектор может только вынести постановление, определив ваше нарушение. Виновность определяет только суд.

Поэтому, если в отношении вас вынесли постановление по результату ДТП, его нужно будет обжаловать в суд.

В суде же у вас будет 2 возможных успешных исхода событий:

  1. либо вину переложат на другого участника – в отношении него вынесут постановление за превышение скорости (или прекратят за сроком давности или по иным причинам),
  2. вину признают обоюдной с разной степенью вины (например, 80% вашей вины и 20% того, кто превысил).

Возможен и третий – плохой вариант – постановление в отношении вас оставят в силе, то есть вы так и останетесь виновным в аварии. Но и в этом случае решение суда можно обжаловать в вышестоящий суд.

Но как правильно убедить судью в том, что превышение тоже стало причиной ДТП? Ответ здесь в ключевой тонкости – причине происшествия. То есть вам нужно доказать именно причинно-следственную связь превышения с аварией. Как это сделать?

Ещё в далёком 2008 году Верховный суд вынес Постановление Пленума, в рамках которого разъяснил именно по части скорости движения, что превышение должно быть причиной аварии.

В судебной практике 2020 года такая связь устанавливается достаточно простым нехитрым способом. Берём определённый фактор, который привёл к определённым последствиям. И теперь просто исключаем этот фактор. Изменились ли от этого последствия? Берём 2 нарушения разных участников ДТП: скоростного режима и требования ПДД уступить дорогу. И задаём себе вопрос: если убрать нарушение первого участника, насколько вероятно удалось бы избежать происшествия? А если убрать превышение второго – удалось бы избежать?

Именно такие вопросы ставят и судьи. Да, сами себе, но почти всегда для правильного ответа и всестороннего рассмотрения дела необходима экспертиза этой самой скорости, но об этом немного ниже.

Как пример, вы не уступили дорогу водителю, который ехал в нарушение ПДД днём без дневных ходовых огней. Стоит ли это нарушение другого водителя в причинно-следственной связи с ДТП? Нет, и вам не удастся убедить судью в том, что вы не видели днём целый автомобиль.

Другой пример: вы едете по обочине и врезаетесь в того, кто на неё перестроился для остановки. Правила перестроения нарушены? Кажется очевидным, но нет. При перестроении водитель обязан уступить дорогу. Но обязан не создавать помех он тому, кто имеет первоочередное право движения (определение из пункта 1.2 Правил). Но если у вас нет права на движение, то как при полном отсутствии такого права, оно может быть первоочередным? Как итог, у второго участника отсутствовала обязанность уступать вам дорогу. Конечно, если вы так и заявите, что ехали по обочине в нарушение, а не также собирались остановиться. Но если и собирались, то при наличии фактора высокой скорости движения вам снова не поверят.

Всё, что выше, мы написали для того, чтобы вы сами смогли определить для себя, насколько вероятен выигрышный для вас исход дела. Потому как все судебные издержки оплачивает проигравшая сторона.

Давайте рассмотрим ещё один пример, чтобы вам было немного понятнее.

При повороте налево вы обязаны не создавать помеху встречному потоку транспорта. Вы пропускаете автомобили, видите окно, в которое решаете прошмыгнуть, оценив, что до ближайшей встречной машины ещё далеко. Но вы неправильно оценили ситуацию, так как тот ехал с большой скоростью. Например, 120 км/ч вместо положенных 60.

Как результат, вот:

В этом случае вам нужно будет убедить суд в том, что это вы как раз верно оценили ситуацию, но из-за очень высокой скорости встречного просто не смогли успеть проехать. Ведь пункт 1.3 ПДД обязывает всех участников соблюдать правила, и вы в полном праве рассчитывать при манёвре на соблюдение другими участниками дорожного движения таких правил. На этом и необходимо строить свои доводы в суде – не только ваше нарушение привело к ДТП, но и нарушение едущего с превышением. Кроме того, опираться нужно и на то, что при соблюдении скоростного режима можно было бы уменьшить вредные последствия в аварии (был бы меньший ущерб).

Читайте также:  Моральный ущерб при ДТП без пострадавших

Экспертиза

В большинстве случаев для определения причинной связи ДТП с нарушениями обоих участников суды назначают экспертизу. Мы уже говорили выше, что она платная, и оплачивает её после суда проигравшая сторона. Стоить она может от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от поставленных судьёй эксперту вопросов, региона и города проведения.

Итак, если вы подали в суд для того, чтобы второго участника с превышением скорости привлекли тоже к ответственности, то эксперту задаются, как правило, следующие вопросы.

  1. Какая изначальная скорость была у автомобиля, какая в момент столкновения и какова разница этих скоростей?
  2. При какой начальной скорости движения водитель смог бы полностью остановиться и избежать столкновения?
  3. Имелась ли возможность избежать ДТП, если бы водитель двигался с разрешённой на данном участке скоростью?
  4. Имелась ли возможность избежать происшествия при той скорости, с которой ехал этот участник (может быть, он и недостаточно эффективно тормозил)?

Ключевой вопрос здесь под пунктом 3 – если ответ на него положительный, то шансы переиграть дело по меньшей мере в обоюдную вину достаточно велики. Но, конечно, при грамотном и последовательном составлении доказательств. Но и за другие ответы можно “зацепится” по меньшей мере в целях убеждения суда в том, что при меньшей скорости удалось бы смягчить результаты столкновения.

Как доказать само наличие превышения?

И это самый сложный случай. На самом деле, у каждого водителя в автомобиле должен быть видеорегистратор – он даст ключевые возможности для правильного определения скорости движения нарушающего водителя. Как? А очень просто!

Если на видео попал фрагмент движения машины “будущего виновника” хоть в пределах метра, то эксперт может установить его скорость, просто замерив временной интервал по простой формуле расчёте скорости (пройденное расстояние делим на время).

Если видео нет, то и здесь не всё потеряно. Но в любом случае потребуется экспертиза. Дело в том, что автомобиль – это сложная конструктивная система с различными элементами. Детали эти повредились в результате ДТП. Грамотный эксперт по этим деталям сможет установить приблизительную скорость движения – причём, нередко обоих участников. Так, есть элементы, которые могут деформироваться только при определённой минимальной скорости в момент столкновения.

Вывод

Таким образом, у вас несколько возможных целей при установлении степени виновности:

  • если скорость второго участника ДТП была намного выше разрешённой, то есть шанс доказать свою невиновность полностью ввиду невозможности правильно оценить возможность уступления дороги,
  • если превышение небольшое, то можно убедить суд в обоюдной вине – особенно, если превышающий успел бы оттормозиться до остановки и избежать столкновения,
  • также такая вероятность есть, если доказать, что ущерба было бы меньше при соблюдении скоростного режима.

Если же доказать сам факт превышения не удастся, то вина останется за вами. Также не исключено, что и суд не усмотрит даже при наличии доказательств причинно-следственную связь между нарушением скоростного режима и ДТП. Но в этом случае есть смысл такое решение суда обжаловать.

Виновник ДТП не признает вину: порядок действий

От того, кто будет признан виноватым в ДТП, зависит, кто заплатит за ремонт поврежденного автомобиля и лечение пострадавших.

Действующие правила дорожного движения достаточно ясны и понятны. Однако, даже в условиях очевидности могут возникать споры о виновности в произошедшей аварии. В такой ситуации каждый, кто считает себя пострадавшим, должен принять разумные меры для установления истины, но не пытаться заменить собой сотрудников правоохранительных органов.

Итак, эта статься расскажет в ситуации, когда виновник ДТП не признает вину: порядок действий, возможность подписания европротокола и варианты развития событий.

Что сделать на месте аварии для установления вины

После столкновения все участники происшествия, в лучшем случае, нервничают. В этой ситуации даже очевидно виновный водитель может отказываться признавать обстоятельства произошедшего. Впоследствии все «остынут» и признают очевидное. Однако вопрос о виновности изначально нужно решить на месте происшествия.

Если виновник не желает признавать своей роли в произошедшем, то нет никакой необходимости вступать с ним в бурные рассуждения или что-то доказывать. Достаточно вежливо узнать его позицию и закончить на этом общение. По крайне мере до прибытия ГИБДД. Наряд необходимо вызвать сразу после того как включена аварийная сигнализация, выставлен знак и стало ясно, что согласия между участниками ДТП нет.

В ожидании инспекторов желательно собрать данные всех очевидцев, согласных стать свидетелями. Вызванные сотрудники могут приехать лишь через несколько часов. Свидетелям нет надобности ждать их прибытия. Достаточно оставленных контактных данных. При надобности их вызовут.

В лучшем случае автомобиль каждого участника происшествия оборудован авторегистратором. Если же это не так, то после того, как данные свидетелей записаны, стоит осмотреться вокруг. В городах, на многих зданиях есть камеры. Они помогут установить обстоятельства аварии.

Внимание! Не нужно самостоятельно отправляться за записями с камер. Собственники не обязаны их отдавать. Достаточно сказать инспекторам ГИБДД, прибывшим на место, где находятся записывающие устройства. Они без проблем получат записи.

Если авария произошла в ночное время, найти свидетелей бывает затруднительно, так же как и на неоживленной трассе. Иногда свидетели соглашаются дать недостоверные показания в интересах настоящего виновника. В этой ситуации пострадавший может самостоятельно дать объявление в местные СМИ или развесить объявления с просьбой откликнуться свидетелей.

Кто определяет виновность

На первом этапе виновность одного из водителей, участники ДТП могут определить самостоятельно исходя из ПДД. Если между ними нет согласия по этому поводу, то они обязаны вызвать инспекторов ГИБДД. На месте инспектор примет свое решение, которое отразит в протоколе об административном правонарушении. Если виновник не согласен с ним, то поставит соответствующую отметку в протоколе.

Страховая компания так же проведет проверку по факту происшествия примет свое решение.

Если не одна из этих инстанций не приняла верное, по мнению водителей, решение, придется обратиться в суд.

В каких документах указывается виновник ДТП

После ДТП составляется масса документов. В части из них указывается виновник аварии. Нужно помнить что:

  1. В некоторые документы составляются с указанием виновника, только если сам водитель согласен признать этот факт.
  2. Инспекторы ГИБДД вправе указать в протоколе имя виновного водителя, но так же он вправе письменно указать, что не согласен в таким решением.
  3. Если виновник не согласен таким статусом, необходимо сделать пометки об этом в каждом документа составляемом ГИБДД.

Сведения о вине в ДТП можно найти в:

  • протоколе об административном происшествии,
  • постановлении об административном правонарушении
  • извещении о ДТП,
  • материалах уголовного дела (если оно возбуждалось по ст. 264, 264,1 УК РФ),
  • схеме ДТП,
  • европротоколе.

Все эти документы составляются по жестким правилам и выдаются для ознакомления и подписи каждому из участников аварии. Если же один из них не согласен с содержанием документа, заявить об этом нужно сразу. Впоследствии оспаривать их будет сложно.

Возможен ли европротокол если виновник не признает вину

В 2020 году закон «Об ОСАГО» определяет, что в порядке европротокола могут быть оформлены только аварии отвечающие ряду требований:

  1. Участники не имеют разногласий относительно виновности в ДТП.
  2. В аварии участвовали только две машины.
  3. ДТП причинен только материальный вред имуществу участников.
  4. В аварии нет вреда жизни и здоровью людей.

Внимание! Однако эти правила в полной мере действуют до 29 октября 2020 года. Предполагается, что в этот день вступят в силу поправки в Закон «Об ОСАГО» и оформлять европротокол можно будет не только в электронном виде, но и без согласия по поводу виновника. Как реализуется эта норма на практике, покажет время.

Что делать если виновник отказывается от вины после ее признания

Порой после аварии все ее участники переоценивают то, что произошло на месте. Тот, кто еще вчера был уверен, что стал причиной проблем, под влиянием родственником или знакомых стремится переложить ответственность на другого водителя. Он может начать прятаться или прикрываться виной другого человека. Причин тому может быть много:

  • желание получить выплаты со страховой по ОСАГО в качестве пострадавшего,
  • стремление избежать выплат сверх лимита ОСАГО, если ущерб его превышает,
  • иные причины.

В этой ситуации пострадавшему нужно быть сдержанным и начать с корректной беседы с виновником. Если она не дала результатов, то необходимо действовать в правовом поле:

  1. Собрать все документы, имеющие отношения к делу,
  2. Подать документы в страховую компанию,
  3. Обратиться к опытному автоюристу,
  4. Начать подготовку к судебному заседанию,
  5. Заказать необходимые независимые экспертизы,
  6. Принять участие в заседании суда и дождаться решения.

В большинстве случаев суд правильно применяет нормы закона и встает на сторону пострадавших. Обращаясь в суд, потерпевший может получить не только выплату со страховой компании, но и потребовать с виновника возмещение:

  • Морального вреда,
  • Утраты товарной стоимости,
  • Упущенной выгоды,
  • Недополученной зарплаты,
  • Расходов на эвакуацию,
  • Стоимости экспертиз,
  • Судебных издержек.

Итак, если водитель не желает признавать свою вину в ДТП, то пострадавшему остается лишь максимально полно собрать документы и доказательства по делу для дальнейшего обращения в страховую, и вероятно, в суд.

Как и кем определяется степень вины в ДТП?

Дорожно-транспортные происшествия, вследствие которых люди получают ранения или погибают, повреждаются транспортные средства или наносится другой ущерб – это ситуации, требующие тщательного рассмотрения, в ходе которого устанавливается степень вины в ДТП того или иного участника.

Практика показывает, что в большинстве случаев виновным признают водителя, на которого изначально составляют протокол нарушения, однако не во всех случаях данное решение верное. Дело в том, что даже нарушение ПДД не всегда подтверждает вину автомобилиста в аварии. Кто же устанавливает виновника, в каком порядке выполняется данная процедура и действует ли ОСАГО, если не удается установить виновное лицо?

ГИБДД или суд – кто определяет вину в ДТП?

Серьезное ДТП на дороге

В былые времена у сотрудников автоинспекции были законные полномочия выносить приговоры автомобилистам. Тогда попадающим в аварии водителю выдавали справку о том, что он признан виновником ДТП, а после этого автомобилист сам принимал решение об обращении в суд или в добровольном порядке возмещал нанесенный ущерб.

Позднее в КоАП внесли коррективы, действующие и в 2018 году. Они основываются на том, что определением вины в ДТП занимается суд. На практике изменения не так значительны, как можно представить. Автоинспекторы по-прежнему выписывают справки об аварии, однако о вине водителя они ничего не говорят. Протокол теперь является исключительно документом о нарушении ПДД автомобилистом, а его всегда можно оспорить.

Как устанавливается вина водителя?

Порядок установления вины водителя в ДТП в каждом случае приблизительно одинаков. Процедура выполняется по следующему алгоритму:

  • Группа разбора устанавливает водителя, нарушившего правила дорожного движения.
  • По этому факту выносят постановление, а справки получают оба участника ДТП. Виновника аварии в них не указывают, а лишь обозначают нарушителя ПДД.
  • На нарушителя согласно КоАП на 2018 год накладывают штрафные санкции.
  • Иногда после разбора ДТП оказывается, что оба водителя невиновны в ситуации, а дело прекращают по статье 24.5 из КоАП. Штрафы никому не назначают, а участникам ДТП на руки выдают справки в виде постановлений об отсутствии виноватых.
  • Если один из водителей не согласен с вынесенным постановлением, его можно оспорить через суд, определив реального виновника аварии.
  • К исковому заявлению для суда нужно приложить постановление автоинспекции и пакет документов, доказывающий нанесенный ущерб, доказательства вины/невиновности.
  • Суд занимается разбирательством, а при необходимости требует передачу вех материалов из ГИБДД по официальному запросу.
  • Суд вправе не соглашаться с принимаемым автоинспекцией решением об отсутствии виновников. После этого должно назначаться дополнительное расследование, экспертизы и опросы очевидцев.
  • По результатам экспертизы и расследования происходит новое определение степени вины при ДТП в суде.
  • С решением суда водители отправляются в страховую компанию.
  • Если суд признает обоюдную вину участников аварии, у обоих водителей будет право на частичное возвещение нанесенного материального ущерба.
Читайте также:  ДТП у виновника нет ОСАГО действия пострадавшего

Как видите, все достаточно просто на словах, однако на деле установление степени вины автомобилистов в ДТП – это сложный и длительный процесс. В сложных ситуациях рекомендуется обращаться к юристам, специализирующимся на подобного рода делах.

О чем должны знать водители?

Автомобилистам не следует забывать, что одним из лучших инструментов для определения вины водителей является запись видеорегистратора. Если его нет в машине, постарайтесь как можно быстрее выловить всех очевидцев аварии и зафиксировать их телефонные номера и другие контактные данные, чтобы впоследствии можно было с ними связаться для восстановления картины произошедшего.

Что делать после ДТП

Если автоинспектор откажется возбуждать административное дело (без него очень трудно докопаться до истины), вы можете утратить возможность прибегнуть к помощи страховщика в выплате ОСАГО. Не имея копии постановления о нарушении ПДД, оформленном на другого участника ДТП, получить страховку будет непросто, но об этом поговорим ниже.

Как помочь следствию?

Вы имеете право поучаствовать в установлении судом вины в ДТП, доказав свою невиновность или переложив вину на другого участника дорожно-транспортного происшествия. Для смягчения для себя негативных последствий или доказательства своей невиновности необходимо вести себя соответствующим образом. Вообще на сайте есть подробный материал, в котором рассказаны правила поведения после аварии с пострадавшими, а сейчас рассмотрим общие значимые моменты:

  1. Никогда не покидайте место аварии до приезда автоинспекции, иначе это могут расценить, как попытку избежать ответственности, а вас признают виновным. При этом вы утратите возможность собрать на месте доказательства и найти свидетелей.
  2. Закон позволяет уезжать с места аварии лишь в том случае, когда необходимо срочно оказать помощь пострадавшим. Сразу после их доставки в больницу нужно в срочном порядке вернуться на место ДТП.
  3. До прибытия ГИБДД необходимо записать нескольких очевидцев, попросив у них номера и ФИО. Заручитесь их согласием дать показания, если в этом возникнет необходимость – это может сильно вам помочь в будущем. Эти сведения должны быть отражены в протоколе в разделе объяснения. Обычно свидетели не дожидаются прибытия автоинспекции и расходятся, поэтому не упустите момент узнать их контакты для связи.
  4. Когда приедет ГИБДД, дайте показания по происшествию и объясните личную точку зрения. Важно ознакомиться со схемой аварии и содержанием составляемого протокола. Если имеются какие-либо возражения, обоснованно изложите их в пункте с особым мнением документа. Укажите на наличие фото- или видеоматериалов, если они у вас имеются, а также напомните о свидетелях.

Что делать при ДТП

До приезда полицейских обязательно сделайте видеосъемку на телефон и пофотографируйте место происшествия с разных ракурсов. По этим материалам должно быть возможно определение следующих факторов и обстоятельств:

  • дата, время и место происшествия;
  • автомобили участников с хорошо читаемыми номерными знаками;
  • длина тормозного пути;
  • размеры и виды повреждений автомобилей;
  • осколки и фрагменты ТС, разбросанные по дороге;
  • дорожная обстановка в целом и погодные условия.

Вам следует сохранить дубликаты всех видеозаписей и фотографий на тот случай, если эти материалы будут намеренно или случайно сокрыты/утеряны.

Можно ли рассчитывать на страховку без установления виновника

Автомобилисты часто задают один и тот же вопрос: можно ли рассчитывать на выплаты ОСАГО и КАСКО, если степень вины в ДТП не установлена ни для одного из участников происшествия. Прежде всего проясним ситуацию, что это за полисы и чем они между собой отличаются:

  • ОСАГО является обязательным страховым полисом, который должен быть у каждого автовладельца. Так люди страхуют свою ответственность за вероятное причинение ущерба другим участникам движения. При авариях причиняемый ущерб пострадавшим компенсирует страховая компания, у которой у виновника аварии заключен договорю
  • КАСКО – это добровольное страхование автомобиля от хищения, повреждений и порчи. При ДТП за все механические повреждения транспортного средства владелец получает компенсацию от страховой компании, с которой был заключен договор. Не важно, виновен он в аварии или нет.

Главным отличием полиса ОСАГО от КАСКО является то, что при невозможности установления вины одного из водителей аварии, получить пострадавшей стороне компенсацию за полученный ущерб не удастся, так как будет отсутствовать основное условие для выплат.

Однако вы имеете право побороться в такой ситуации, поэтому не спешите отказываться от законных гражданских прав получить возмещение. Обращайтесь в суд с исковым заявлением и ходатайством о дополнительной судебной экспертизе, в ходе которой будет определен виновник ДТП. Суд назначит техническую экспертизу с учетом обстоятельств, которая включает целый спектр процедур:

  • Автодорожная экспертиза, призванная определить состояние дорожного полотна, способного привести к ДТП.
  • Трасологическая экспертиза для определения причины и виновника по следам на дороге и повреждениям автомобиля.
  • Автотовароведческая экспертиза, определяющая реальный размер и сумму нанесенного ущерба в результате ДТП.

Пострадавшие имеют право получить страховку или восстановить поврежденную машину бесплатно, если есть полис КАСКО, независимо от наличия/отсутствия виновной стороны. Главное, чтобы причина аварии попадала под страховые случаи, детально оговоренные в договоре.

Как обжаловать определение вины?

Без протокола не обойтись

Если вы не согласны с установлением степени вины в ДТП, вам следует для начала пересмотреть все материалы дела, по которым вас привлекли к ответственности. Среди основных материалов выделяют:

  • протокол, составленный на ДТП;
  • протоколы осмотров транспортных средств;
  • схема происшествия;
  • акты экспертиз;
  • результат медицинского освидетельствования;
  • справка о ДТП.

Постарайтесь отыскать в составленном протоколе какие-либо нарушения или ошибки, за которые можно зацепиться в суде и пересмотреть определение вины в ДТП.

Для проведения анализа всех перечисленных материалов на соответствие нормам и требованиям нужно регламентироваться нормативными документами. Наличие нарушений может стать основанием для признания документов недействительными, но сделать это можно только через суд.

Нужно также подать ходатайство на проведение независимой экспертизы. При этом с ответственностью выбирайте организацию, которой можно доверить независимую экспертизу, так как от квалификации и профессионализма эксперта будет зависеть конечны вывод по результатам проведенных исследований. В этом вопросе вам помогут и юридические компании, которые специализируются на правовой защите водителей, попадающих в аварии.

Если у вас есть какие-либо сомнения в обоснованности выдвинутого обвинения и степени вашей вины, это может подтолкнуть вас на оспаривание решения административного протокола. Только таким способом можно избавиться от незаконных притязаний потерпевших и страховщиков по возмещению полученного ущерба.

Дорожно-транспортное происшествие на встречной полосе

Если водитель авто допустил выезд на встречку во время движения, то подобные действия считаются грубейшим нарушением, поскольку может привести к серьезной аварии, включая причинение значительного вреда здоровью участников ДТП, вплоть до летального исхода. В отношении водителя, который допустил данное нарушение, должно быть применено достаточно серьезное наказание. Однако, чтобы принять правильное решение относительно наказания участников, сотруднику ГИБДД необходимо понимать при каких обстоятельствах произошло ДТП на встречной полосе.

Что может привести к возникновению ДТП на встречке

Существует целый ряд различных факторов, которые могут оказаться причиной аварии транспортных средств на встречной полосе.

К наиболее распространенным, можно отнести:

  • Лицо, управляющее автотранспортом, не успело завершить обгон попутного авто, вследствие чего произошло столкновение со встречной машиной;
  • Еще одной причиной аварии может оказаться попытка обогнать автомобиль, который совершает поворот. Чаще всего это происходит в ситуации, когда необходимо повернуть влево, причем перед местом поворота необходимо выполнить торможение. Такое возможно, если место поворота не просматривается и водителю нужно заблаговременно снизить скорость. При этом лицо, управляющее автотранспортом, который двигается за данным транспортным средством, планирует выполнить обгон и не знает о планах первого водителя выполнить поворот влево. В результате, водитель первого авто снижает скорость и выполняет левый поворот, а следующее за ним транспортное средство начинает маневр обгона. Итогом данного происшествия становится ДТП на встречной полосе;
  • Два автомобиля выполняют обгон медленного едущего впереди автотранспорта и сталкиваются на встречке. Такое, чаще всего происходит, когда водитель одного авто не глядя в боковое зеркало, начинает обгон впереди идущего ТС и не видит, что его самого уже обгоняет ехавшая сзади машина. Итогом становится столкновение транспортных средств на полосе противоположного движения;
  • Иногда могут возникать ситуации, когда водитель авто пытается избежать аварии с автомобилем, который двигается по его полосе движения. В результате, машина выезжает на встречную полосу, где и происходит столкновение с другим ТС;
  • Водитель, управляя своим авто в сложных дорожных условиях, не справился с управлением своей машины и оказался на противоположное полосе, где и произошла авария.

Как определить виновника

Чтобы определить, кто же является виновником произошедшей аварии, нужно обязательно изучить все нюансы и обстоятельства, приведшие к аварии на дороге. Так, зная сложившуюся ситуацию, сотрудники ГИБДД могут определить виновника столкновения:

  1. Если водитель авто выполнял обгон попутной машине и не успел завершить данный маневр, в результате чего произошла авария, то виновником сложившей ситуации будет водитель того автомобиля, который не сумел своевременно завершить маневр.
  2. В случае, когда столкновение произошло при обгоне машины, выполнявшей левый поворот, то виновником может оказаться как каждый участник движения в отдельности, так и оба водителя. Так, лицо, выполнявшее поворот, может быть нарушителем по той причине, что его автомобиль не предупредил заранее других участников движения о планируемом маневре. Ведь, в соответствии с пунктом 8.1 действующей редакции ПДД, автомобиль обязан подавать сигналы о маневрировании, а в случае их неисправности — это должен делать водитель, путем подачи жестов рукой. Водителю, который выполнял обгон находящегося впереди автомобиля, могут объявить о том, что он нарушил требования пункта 11.2, в соответствии с которым, он не имел права обгонять авто, которое объезжало препятствие на дороге либо выполняло маневр и заранее предупреждало о нем. Как правило, сотрудники ГИБДД в такой ситуации пытаются выяснить, кто же ранее подал сигнал о начале маневра и подавался ли он вообще. Тот, кто оповещал других участников движения о маневре раньше и будет признан невиновным.
  3. Аналогичным образом определяется нарушитель в том случае, если столкнулись сразу два автомобиля, которые пытались осуществить обгон. Чаще всего виновным лицом будет тот водитель, который позднее начал выполнять обгон.
  4. В ситуации, когда водитель, пытаясь избежать столкновения на своей полосе движения, выехал на противоположную и там столкнулся с другим автомобилем, нарушителем будет признан тот водитель, из-за действий которого другой участник движения был вынужден маневрировать и выезжать на встречку. В некоторых случаях, виновником может быть определен водитель, который допустил выезд своего авто на противоположную полосу движения. К этому может подвести пункт 10.1, в соответствии с которым водитель, в момент обнаружения опасной ситуации на дороге должен снизить скорость движения, а при необходимости – остановить свое транспортное средство. Однако, если водитель выполнил торможение, однако его автотранспорт был вынесен на полосу встречного движения, то виновным его вряд ли признают.
  5. Если же лицо, которое управляло машиной, не справилось с ее управлением и авто оказалось на встречной полосе, то оно виновно в возникновении опасной ситуации на дороге.

Наказание в адрес виновника ДТП на встречке

Если в результате проведения всех соответствующих мероприятий, сотрудники ГИБДД установили лицо, ответственное за произошедшее ДТП, то в его адрес будет вынесено наказание. Кроме того, нарушитель будет вынужден оплатить определенную сумму штрафа и возместить ущерб, который был получен пострадавшими, в результате его неправомерных действий.

Меру ответственности за аварию на полосе встречного движения регламентирует глава 59 Гражданского кодекса. Также нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. Финансовые и все прочие виды санкций в адрес нарушителя устанавливаются статьей 12.15 КоАП. Так, в случае, если водитель выполнял объезд препятствия на полосе движения его автотранспорта и выехал на встречку, он будет вынужден оплатить денежный штраф в сумме от 1 до 1,5 тысяч рублей. При дорожном происшествии на встречке во всех других случаях, водитель будет наказан на 5 тысяч рублей.

Читайте также:  Программа для проверки авто на ДТП

Уважаемый читатель!

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

В качестве альтернативного взыскания, нарушитель может вместо денежного штрафа быть лишен водительского удостоверения на срок до полугода. В случае, если нарушение повторится, то водителя будет ожидать более жесткое наказание в виде запрета управлять ТС на срок до 1 года.

Нужно понимать, что принимая решение о наказании нарушителя, сотрудники ГИБДД будут анализировать репутацию лица, в адрес которого должно быть вынесено взыскание. Если водитель ранее не принадлежал к категории грубых нарушителей, своевременно оплачивал штрафы либо вообще не имел их, то результатом наказания, в случае отсутствия отягощающих обстоятельств, будет минимально возможный денежный штраф. Если же водитель относится к категории грубых нарушителей, то решением сотрудников ГИБДД он может быть лишен возможности управлять автотранспортом.

Нюансы наказания

В некоторых ситуациях к нарушителю, помимо админ.наказания, может применяться еще и уголовное. Это может случиться в том случае, если в результате ДТП присутствуют пострадавшие лица. Как правило, сотрудники ГИБДД, вынося вердикт, будут опираться на статью 264 УК. Если здоровью пострадавшего лица был причинен значительный вред, то нарушитель может быть лишен свободы на срок до 3-х лет.

В качестве альтернативного вида взыскания может быть применено привлечение водителя-нарушителя к полезным работам, а также запрет на занятие определенных должностей либо арест нарушителя на полгода. Если же нарушитель в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения, то его могут лишить свободы на срок до 4-х лет.

Наиболее тяжким видом нарушения считается авария на встречке, которая привела к гибели двоих и более лиц. В такой ситуации водитель будет лишен свободы на 7 лет, а в случае, если он управлял автомобилем выпившим, срок наказания будет увеличен до 9 лет.

Каждый участник движения на дороге должен знать, что авария на полосе противоположного движения может привести к достаточно трагическим последствиям, поэтому, выполняя обгон либо другие маневры, требующие выезда на встречку, водитель ТС должен быть предельно внимателен и сконцентрирован.

ДТП бесконтактное и судебная практика

На автодорогах бывают случаи, когда по вине одного водителя страдает несколько. Из — за маневрирования одного авто может получиться так, что два и более авто столкнуться, что создаст нештатную ситуацию на дороге. Кто будет виновен в этом случае?

Основное понятие

На дорогах зачастую встречаются неблагоприятные ситуации. Водитель создает опасный маневр для иных средств передвижения, в результате чего наноситься ущерб нескольким авто одновременно. Дополнительно могут пострадать сооружения, встретившиеся на пути.

Во всем виноват автомобилист, который первый спровоцировал аварию, но при этом машина осталась целой. При включении поворотников такое встречается часто. Это может быть поворот налево, обгон или перестроение, внезапное притормаживание и многое иное.

То есть тот, кто виновен сам не пострадал, а пострадавшими являются иные водители, их автомобили или объекты.

Примеры

  1. Машина едет спокойно, уверенно перемещаясь по трассе. Навстречу выдвигается другой авто, он резко выворачивает, при этом габариты не включаются. Машина на заднем ходу притормаживает либо выезжает на встречную полосу. Это вынужденная мера. Такое событие влечет за собой аварию, и сталкиваются несколько машин. Виновник остается в стороне и его техника не страдает от таких деяний. Чтобы точно определить, кто виноват, необходимо расследовать последствия произошедшего и расспросить очевидцев и пострадавших.
  2. По дороге продвигается нагруженная фура. Груз зафиксирован, но крепление ослабло, товар падает на дорожное полотно и мешает проезду другой техники. Легковой автомобиль резко притормаживает перед выпавшим грузом, а в него вписывается другой транспорт. В результате пострадавших двое — это два последние авто. Виноват водитель фуры, так как он не закрепил перевозимый груз, что создало нештатную ситуацию.
  3. На основании судебных разбирательств установлено, что водитель КАМАЗа по дороге зацепил ветку от дерева. Последняя упала на легковой автомобиль. Машина была повреждена, хотя контакта между техническим средствами не произошло.

Оформление ДТП

Во время расследования и оформления подобных случаев, требования необходимо четко соблюдать. Водителю нанесен ущерб и от расследования зависит размер выплаты для восстановления авто.

Что необходимо сделать:

  1. Производится остановка всех транспортных средств, пострадавших или принявших участие ив ДПТ.
  2. Дорожное полотно огораживается, и выставляются знаки о запрете проезда. Необходимой мерой становится предупреждение остальных участников движения.
  3. Вызываются представители ГИБДД. Эти действия выполняют госавтоинспекторы: начинается установление личности нарушителя. Для этого проводится опрос всех водителей.
  4. Выполняются снимки и видеосъемки дорожного полотна и машин, которые были задействованы. Показания очевидцев помогут разобраться в случившемся. Они будут иметь силу закона и занесутся в протокол.
  5. Встречаются обстоятельства, когда виновник с места происшествия скрылся, тогда во внимание принимаются съемки с видеокамер. Даже если тот, кто виноват в случившемся остался на месте ДПТ, то без показаний очевидцев не обойтись.
  6. С места, где произошла нештатная ситуация нельзя, до полного выяснения обстоятельств. В противном случае будет сложно восстановить процесс случившегося, в том числе виноватого могут неверно определить. Не исключено, что ДПТ отнесут к другой категории и это негативно скажется на выплатах денежных средств.
  7. Процедура оформления также включает в себя сбор сотрудниками доказательств. Если трактовка показаний или неправильное поведение водителей приводит к недостоверности показаний, то штрафные санкции могут быть выписаны не виновнику ДТП, а кому, кто пострадал.

Когда водитель авто не согласен с результатами расследования, то он должен выразить свое несогласие и четко знать, что занесено в протокол.

Кто виновен

Кто конкретно виноват в сложившейся ситуации устанавливается судом или представителем ГИБДД. При определении основного нарушителя вердикт выносится непосредственно сотрудником. По этому поводу оформляется постановление и справки, в которых описывается состояние дел и размер штрафа. Виновник и нарушитель тоже указывается в этих документах.

На практике встречается, что виновных по этому деянию нет. Бывают случаи, что необходимо разбирательство в суде, чтобы установить, кто виновен. В Судах тоже бывает разное, и у пострадавшего недостаточно достоверной информации о своей правоте.

Автомобилист, находившийся в опасной зоне во время произошедшего чаще всего оказывается виновным в сложившемся. Это определяется на основании неверных действия и несоответствующих маневров, в том числе резких притормаживаний и поворотов.

Это может быть следствие осложнения:

  1. С места произошедшего виновник скрылся или не признает свою вину.
  2. При проведении разбирательств неверно трактуются правила, то есть последовательность аварийной ситуации разбирается не в соответствии с нормативной базой. Во время ситуации необходимо притормозить, а не выполнять объезд.
  3. На потерпевшего можно переложить долю вины. Важно уметь соблюдать дистанцию и перемещаться с заданной скоростью.
  4. Если не было причинено вреда, то такая ситуация не признается ДТП. Это распространяется на обстоятельства, когда автомобилисту пришлось выехать с дорожного полотна.

Виноват может быть пешеход, который внезапно оказался на дороге. Если автомобилист уехал с места происшествия, то доказать вину без видеозаписи будет сложно. Оформление нестандартного ДПТ сложное и отличается от обычного.

Получение страховых выплат

Чтобы получить все положенные выплаты по страховке следует учитывать все нюансы. В этом случае грамотное составление документов, сбор достоверной информации. Следует понимать, что при сложившихся обстоятельствах может получиться и так, что компания откажется выплачивать деньги.

Не исключено, что водитель сам врезался и поэтому возмещение ущерба исключено.

Если в момент аварии нанесен ущерб транспорту другим водителям, то может все сложиться не в их пользу. Если автомобилист избегал столкновения и выполнил неверный маневр, то виноватым окажется все равно он. Возмещение будет лишь в случае, когда доказательства покажут, что невозможно было повести себя иначе, во избежание создания неблагоприятной ситуации. Противоправными признаются действия страховщиками и выплат полагаться не будет.

Доказательства причинно- следственной связи с маневрированием второго водителя и последствиями должны быть определены вторым водителем.

На основании практических расследований, возмещать ущерб предполагается далеко не во всех случаях.

От грамотно подготовленных документов будет зависеть возмещение страховки. При наличии в протоколе одновременно пострадавшего и виновника, то выплату можно получить сразу. Если отмечено, что при ДТП были убытки, то от компании можно получить компенсацию, а не от страховщика виновника ДТП. Выплачиваются денежные средства быстро.

Если при аварии участвовали два ТС выплаты возможны. Если авария бесконтактная, то третий субъект принимает участие и выплачивать деньги не предполагается.

Согласно практике страховая компания может требовать возмещений с суде. Для того доказать факт правоты, необходимо предоставить доказательства в виде фото или видеосъемок, а также иные показания.

Практика на суде

Когда страховая компания отказала водителю в выплатах, то следующим этапом будет обращение в суд. Доказательства имеются и они неоспоримы, тогда можно смело писать заявление. Любители авто желают знать каковы результаты практики и каковы разбирательства. На основании данных результатом расследований может быть виновными обе стороны, как совместно, так и по отдельности. Судом может быть удовлетворены исковые требования потерпевших.

Чтобы судебное решение было правильным, требуется установить связь и доказать действия между причиненным ущербом и неправильными действиями. На основании решения суда компания может возместить ущерб в полном объеме. Чтобы был решен исход дела, необходима помощь по юридической линии. Надежда на собственные силы не даст нужных результатов, важно иметь при себе вещественные доказательства: фото и видеосъемку.

Можно ли избежать ответственности за оставление места

Если аварийная ситуация создалась на дороге, то виновнику грозит лишение водительских прав. Это обязательная мера, трактуемая нормативной базой. Если произошло бесконтактное ДТП, то любой из участников не должен покидать место происшествия, иначе будет сложно проводить расследования. Причем неважно нанесен или не нанесен вред имуществу, имеются повреждения или нет, наличие пострадавших. Остановка неминуема, и дождаться дежурного необходимо. Если водитель скроется с места возникновения нештатной ситуации, то он рискует, что его запишут на камеру и обязательно выследят. За эти деяния предусмотрен штраф.

Без адвоката вряд ли все получиться, важно доказать, что действия не были совершены умышленно. На судебном заседании не рассматриваются подобные обстоятельства, и судьи негативно относятся к данным делам.

Об особенностях

Каковы особенности бесконтактной аварийной ситуации:

  1. Существует сторона, которая спровоцировала возникновение аварийной ситуации, но при этом сама непосредственного участия не принимала.
  2. Зачастую любитель авто, создавший аварийную ситуацию, скрывается с места происшествия, но его действия неправильные, так как на регистраторах отмечаются все события. В суде можно легко доказать произошедшее.
  3. В протоколе указывается, что водитель совершил маневр во избежание столкновения с иным техническим средство передвижения. Виновным признают пострадавшего водителя.
  4. Регулирование судебных разбирательств трактуется на базе законодательства.
  5. Такие случаи относят к страховым и полагается компенсация за нанесенный ущерб.
  6. Возмещение убытков сюда не относится, поэтому нормативные документы здесь не применяются.
  7. Пострадавший гражданин должен обратиться за выплатой страховки в компанию, где зарегистрирован виновник ДТП.

Выплаты компенсации сложно получить, довольно часто приходится обращаться в суд. Если нет прямого доказательства вина, то затраты денежных средств будут бессмысленны.

Как поступить при бесконтактном ДПТ

Сотрудниками ГИБДД осуществляется проведение всей процедуры. После того как возникла авария выезжает бригада на место происшествия. До приезда можно подготовить документ с пояснениями о случившемся. Чтобы были возмещены денежные средства, израсходованные на ремонт, то необходимо обращение с страховую фирму. Сумма зависит от тяжести последствий, в том числе наличия царапин или более глубоких повреждений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector