Как оформить схему ДТП самостоятельно? - Camaro-Club.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как оформить схему ДТП самостоятельно?

Составление схемы ДТП

Прочитав эту статью, Вы сможете самостоятельно нарисовать и правильно оформить схему места автопроисшествия.

От момента дорожного происшествия до прибытия на его место сотрудников ГИБДД в условиях городских пробок и заторов проходят часы.

За это время безвозвратно теряются следы происшествия, имеющие важное значение для определения обстоятельств аварии и установления виновного лица.

Как избежать неблагоприятных последствий в данной ситуации? Составьте самостоятельно схему места происшествия.

В предусмотренных законом случаях водители, причастные к аварии, вправе самостоятельно составить схему места происшествия, а в последующем оформить ДТП в подразделении ГИБДД (статья 2.6 ПДД РФ).

Также, действующее законодательство предусматривает возможность оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных лиц ГИБДД по правилам так называемого «Европротокола», а также в иных случаях, определенных ПДД РФ.

Подробности читайте в статьях:

При этом водители транспортных средств – участники аварии должны самостоятельно нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Чтобы правильно нарисовать схему происшествия, его участникам необходимо вооружиться соответствующими знаниями.

Для более полного и доступного понимания материала, изложенного ниже, предлагаем обратиться к следующей статье:

Общие рекомендации по составлению и рисованию схемы ДТП

Выберите масштаб схемы.

Для того чтобы рисунок схемы был наглядным и удобным для восприятия следует выбрать масштаб. Размер масштаба зависит от формата листа – бланка схемы, количества элементов (предметов), имеющих отношение к происшествию, которые необходимо разместить на рисунке.

Не стоит ставить перед собой сверхзадач, исходите из того, что Вы рисуете схему, а не технический чертеж или топографическую карту.

Зарисуйте на листе бумаги общий план местности и участок дороги, на котором расположено место аварии.

При составлении схемы нанесите на лист бумаги контуры проезжей части дороги.

Нарисуйте в схеме ДТП обочины, тротуары, остановочные площадки, трамвайные пути, строения, островки безопасности, места въездов и выездов прилегающих территорий, парковочные «карманы». Не следует перенасыщать схему информацией, не имеющей отношения к происшествию.

При включении в рисунок схемы того или иного элемента, необходимо руководствоваться критерием его относимости к событию ДТП и значимости для дальнейшего расследования.

Отобразите на схеме габаритные размеры элементов дороги.

Определение понятия «дорога», дано в разделе № 1 ПДД РФ. Оно включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, обочины и тротуары, а также разделительные полосы при их наличии.

При выполнении замеров габаритов элементов дороги, ориентирами являются бордюрные камни, линии разметки, границы дорожного покрытия и прочее.

Нарисуйте в схеме дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, линии дорожной разметки. Отобразите при наличии на месте ДТП светофорные объекты.

Зафиксировав в схеме указанные выше элементы, следует присвоить им порядковый номер и в графе «Условные обозначения» записать их названия и указать номера, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам дорожного движения РФ.

Например, обозначая дорожный знак, нарисованный на схеме, указываем «Дорожный знак 2.1 «Главная дорога».

Аналогично обозначаем и расшифровываем дорожную разметку.

Нарисуйте в схеме транспортные средства участников ДТП.

В схеме зарисовывается конечное расположение автомобилей после события аварии.

«Привязку» транспортных средств необходимо выполнять к стационарным недвижимым объектам (дома, столбы ЛЭП, указатели километража), границам проезжей части дороги, линиям пересечения проезжих частей дороги в точках их схождения, максимально приближенных к центру перекрестка.

Фиксация автомобиля на месте ДТП выполняется тремя замерами в двух проекциях.

Например, от передней и задней осей автомобиля к краю проезжей части дороги (две вертикальных проекции) и один замер в горизонтальной плоскости от проекции оси автомобиля до стационарного объекта.

Зафиксировав первый автомобиль указанным способом, присваиваем ему № 1.

Остальные транспортные средства допустимо «привязывать» к осям автомобиля № 1.

Результаты замеров заносятся в схему.

Автомобилям присваиваются последующие номера, которые расшифровываются в графе «Условные обозначения».

Символично стрелками указываем направления и траектории движения транспортных средств до их столкновения. Каждому символу присваиваем порядковый номер.

В графе «Условные обозначения» делаем пояснительную запись.

Например: «Направление движения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

Обозначьте в схеме соответствующим символом место столкновения автомобилей и укажите его расположения относительно объектов привязки.

Фиксация места столкновения производится посредством двух замеров с привязкой к стационарным объектам.

Результаты замеров отражаются в схеме.

При наличии противоречий между водителями – участниками дорожного происшествия в определении места столкновения со слов каждого водителя указывается место столкновения, обозначается и фиксируется на схеме по общим правилам.

Данные, перечисленные в пунктах 1-6, используются экспертами-автотехниками при назначении автотехнической экспертизы.

Подробности читайте в статьях:

При составлении схемы особое внимание следует уделить фиксации следов дорожно-транспортного происшествия.

Как уже отмечалось, следы на месте происшествия являются самым уязвимым объектом.

После совершения неотложных действий направленных на обеспечение безопасности на месте аварии, необходимо принять все возможные меры для обеспечения сохранности следов. Обеспечение объезда места расположения следов ДТП, их дублирование на проезжей части (мелом или другими подручными средствами).

Зарисуйте все следы, относящиеся к аварии в схему ДТП, сделайте их привязку, измерьте их габариты (длину и ширину).

Любой след привязывается к элементам дороги, недвижимым объектам посредством четырех замеров. Начало места следообразования и место его окончания измеряются в двух проекциях.

Результаты замеров вносятся в схему. По общему правилу каждому следу присваивается порядковый номер. В графе «Условные обозначения» даются пояснения.

Например: «След торможения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».

В дальнейшем эти данные могут быть исследованы экспертом-трасологом при назначении автоэкспертизы.

Подробности читайте в статьях:

В символичной доступной для восприятия форме нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств.

Измерьте их расположения относительно элементов дороги и транспортных средств. Результаты замеров отобразите в изложенном выше порядке.

Подлежат обязательному включению в схему дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы, элементы ограничивающие обзорность дороги с места водителя.

На обратной стороне листа – схемы ДТП опишите видимые повреждения автомобилей – участников происшествия.

Все сведения, указанные в схеме, заносятся в прокол осмотра места происшествия.

Подробности читайте в статьях:

В заключении хочу обратить внимание наших читателей на то, что схема дорожно – транспортного происшествия составляется в соответствии с установленным законом требованиями и порядком.

Как оформить ДТП без ГИБДД?

В некоторых случаях возможно оформление дорожно-транспортного происшествия без того, чтобы вызвать ГИБДД. Это происходит обычно тогда, когда ущерб от аварии ограничен и последствия не слишком велики.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Правила для такой ситуации выглядят следующим образом:

  1. ДТП произошло с 2 машинами. Если 1 машина въехала в дерево, то такой способ оформления недопустим.
  2. В результате аварии никто не погиб. Ещё одним требованием является то, что ни один из участников происшествия не должен быть ранен.
  3. Повреждение произошло только у транспортных средств тех, кто участвовал в аварии. Другое имущество не должно быть повреждено.
  4. Оба участника аварии должны быть застрахованы. У каждого из них должен быть полис ОСАГО.
  5. Не должно быть разногласий по основным вопросам происшествия. Оба участника должны иметь одинаковое мнение о виновности в данной аварии, о повреждениях транспортных средств и по другим обстоятельствам происшедшего.
  6. Оба участника аварии согласны применить соответствующий порядок оформления.

В некоторых случаях эти условия могут быть выполненными, но тем не менее, оформлять таким образом аварию смысла не будет. Это связано с ограничениями, которые установлены для величины суммы возмещения. Предельная величина составляет здесь 50000 рублей.

Если же гражданская ответственность участников была оформлена ранее 2 августа 2014 года, то эта предельная сумма возмещения уменьшится вдвое и составит 25000 рублей. Но важно заметить, что такие ограничение применяются не во всех случаях. Могут иметь место исключения.

В этих случаях может быть выплачена сумма до 400000 рублей. Это может быть сделано в следующих ситуациях:

  1. Происшествие произошло на территории Москвы и области, Санкт-Петербурга и области.
  2. Гражданская ответственность обоих участников аварии была оформлена после 1 сентября 2014 года.

Участники могут качественно зафиксировать факты, связанные с аварией, для того, чтобы впоследствии предоставить их специалистам страховщика. Для этого нужно использовать технические средства, которые способны обеспечить некорректируемую регистрацию информации.

Выплата страховых вознаграждений сопровождается также и определёнными требованиями по срокам.

В последний промежуток не включаются праздничные или выходные дни. При нарушении данных условий может случиться так, что за ущерб придётся заплатить из собственного кармана.

Порядок действий при оформлении

Итак, если случилась авария и есть возможность произвести оформление без приглашения сотрудника ГИБДД, как правильно действовать в такой ситуации:

  1. Если произошло дорожное происшествие, то транспортные средства, которые в нём участвовали, не должны перемещаться.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Обязательным требованием является установка специального знака для обозначения аварийной остановки транспортного средства.
  4. Запрещено перемещать предметы, которые непосредственно относятся к аварии.
  5. Необходимо проверить здоровье тех, кто попал в это дорожное происшествие.
  6. Если причинён вред здоровью, то пострадавшему нужно оказать медицинскую помощь и как можно скорее доставить в больницу. Сразу после этого нужно вернуться на место аварии.
  7. Нужно убедиться в том, что транспортные средства, которые попали в аварию не создают препятствий для дорожного движения. Если всё-таки создают, то нужно зафиксировать их положение (желательно для этого использовать также и видеосъёмку), а сами автомобили убрать с проезжей части.
  8. Далее участники аварии должны определить своё мнение по поводу происшедшего. Если имеются разногласия, то обращаться в полицию всё равно придётся.

Если же нет, то возможны несколько вариантов:

  1. Самый простой вариант в этой ситуации состоит в том, что разногласия не выявлены. О виновнике и сумме ущерба все участники имеют согласованное мнение. Виновник тут же компенсировал причинённый ущерб. Здесь оформление можно не производить, однако, нужно взять расписку о том, что произведённый ущерб компенсирован и потерпевший никаких претензий больше не имеет.
  2. Другая возможная ситуация состоит в следующем. Оформляются документы в соответствии с требованиями ОСАГО. Каждый из участников отправляет данные своей страховой фирме. Протокол не составляется, все расходятся с места происшествия. На этом оформление ДТП закончено.

Заполнение извещения о ДТП

Как мы говорили ранее, в некоторых случаях можно произвести оформление ДТП без вызова сотрудника ГИБДД и даже без обращения за страховкой ОСАГО. Однако, во многих подобных случаях получение страховой выплаты является очень желательным.

Для того, чтобы обратиться к страховой фирме, необходимо выполнить определённые требования:

  1. Нужно заполнить извещение о ДТП на специальном бланке.
  2. Этот документ нужно отправить своей страховой фирме в течение пяти календарных суток с момента аварии.

Бланки для заполнения предоставляются при заключении ОСАГО в количестве 2 экземпляров.

Заполненный бланк выглядит следующим образом (здесь показана основная, лицевая часть документа):

Составление схемы ДТП

Эта схема имеет важное значение для объективного определения обстоятельств аварии. Кто её составляет? Обычно этим человеком является инспектор ГИБДД. В некоторых случаях допустима ситуация, когда такую схему создают участники аварии и вместе с ней прибывают к инспектору для принятия окончательного решения.

Читайте также:  Возмещение убытков при ДТП по ОСАГО

Почему важно разбираться в составлении этого документа? В первом случае водителю нужно убедиться, что сотрудник ГИБДД объективно зафиксировал то, что произошло. В случае, если водители сами составили такую схему, может оказаться, что по ней невозможно установить все особенности происшествия.

Может быть и такая ситуация, когда на месте аварии один из участников признал свою вину, а по прибытию к инспектору стал это отрицать. Правильное составление схемы происшествия поможет избегнуть таких проблем. Заметим, что в правилах дорожного движения процедура составления данного документа не определена.

Тем не менее, существуют определённые правила для этого. Рассмотрим более подробно правила создания схемы ДТП:

  1. На первом этапе необходимо зафиксировать те элементы дороги, которые имеют отношение к произошедшему. Изображение проезжей части, тротуара и т. д. должны выполняться с соблюдением масштаба. Если авария произошла за пределами населённого пункта должно быть указано, на каком километре дороги это случилось.
  2. Следующим важным моментом является привязка схемы к ориентирам. Для этого может быть использована, к примеру, стена дома, отдельно стоящее дерево или опора линии электропередачи. Не нужно использовать такие ориентиры, которые со временем могут измениться или исчезнуть (например, дорожные знаки).
  3. Теперь на схему нужно точно нанести дорожную разметку и знаки.
  4. Далее нужно провести детальные замеры элементов дороги и отобразить их на схеме. Отобразить расположение тех транспортных средств, которые участвовали в инциденте. При этом, нужно точно отметить углы, расстояния и аккуратно отобразить их в соответствии с масштабом чертежа.
  5. Обстоятельства столкновения фиксируются со слов участников. Место столкновения обозначается крестиком. Если какое-то обозначение делается с чьих-либо слов, нужно отметить это.

При составлении схемы нужно отобразить всё существенное и при этом не загромоздить её ненужными подробностями.

Оформление европротокола

Расскажем, зачем это нужно. Предположим, вы попали в аварию. Но так получилось, что последствия оказались не трагическими, никто не пострадал. В некоторых случаях разрешается произвести оформление всех необходимых документов для получения страховки прямо на месте без вызова сотрудника ГИБДД.

Выгоды здесь очевидны:

  1. Не создаётся пробка на время ожидания инспектора.
  2. Вопрос решается быстро, без излишних формальностей. Требования ОСАГО при этом являются выполненными.

Должны быть выполнены следующие действия:

  1. Убедитесь, что пострадало 2 автомобиля.
  2. Проверьте, есть ли полис ОСАГО у другого участника аварии.
  3. Договоритесь, кто является виновником аварии.
  4. Нужно сделать несколько подробных фотографий места столкновения и автомобилей.
  5. При наличии свидетелей, зафиксируйте их данные и возьмите их показания.
  6. Извещение о ДТП фактически является тем европротоколом, который необходимо заполнить. Оно представляет собой 3 склеенных листа, которые самокопируются. После заполнения документа они расклеиваются и у каждого листа заполняется обратная сторона. Оба водителя заполняют один документ (3 склееных самокопирующихся листа).

Определение материального ущерба при ДТП

Даже если водитель автомобильно идеально управляет своим транспортным средством, он не гарантирован от получения ущерба. Причиной может быть ошибка другого водителя или какая-нибудь случайность, например.

Важным является умение определить величину полученного материального ущерба.

Он определяется исходя из нескольких важных факторов:

  1. Стоимость замены повреждённых узлов автомобиля.
  2. Восстановительные лакокрасочные работы.
  3. Стоимость проведения ремонтных работ.
  4. Учёт имеющегося износа.
  5. Учёт потери автомобилем товарного вида.

Возможность оформить ДТП по европротоколу удобна. Но при этом, составление соответствующих документов налагает определённую ответственность на участников происшествия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Составление схемы ДТП

Если вы попали в ДТП, то для получения всех выплат по страховкам необходимо составить схему ДТП. Обычно для этого привлекают инспекторов ГИБДД. Однако, недавно в России стало возможным получать компенсационные выплаты ОСАГО по европротоколу, то есть без привлечения ГИБДД.

Как известно, количество машин на наших дорогах постоянно растет, а вот качество обучения в автошколах оставляет желать лучшего. Мы уже писали на Vodi.su, что стоимость и сроки обучения в автошколах России с 2015 года значительно возросли, — возможно это поможет исправить ситуацию на дорогах.

Тем не менее количество аварий, как крупных так и мелких, зашкаливает. Именно поэтому было принято решение о введении европротокола, чтобы лишний раз сотрудники ГИБДД не отвлекались, если произошла мелкая авария.

В каких случаях допускается оформление ДТП по европротоколу без ГИБДД:

  • столкнулись не более двух автомобилей;
  • физический ущерб никому не причинен;
  • полис ОСАГО есть у обоих участников аварии;
  • водители достигли между собой согласия на месте.

Важный момент: европротокол будет принят в качестве подтверждающего документа, если сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей для регионов России или 400 тысяч для Москвы и СПб (данное положение вступило в силу с августа 2014 года, а до этого сумма не должна была превышать 25 тысяч).

Хотя, если вчитаться в новые правила ОСАГО, то становится ясно, что на 50 или 400 тысяч вы можете не рассчитывать, если хотя бы у одного из участников ДТП полис ОСАГО оформлен до августа 2014 года. В таком случае вы можете рассчитывать только на 25 тысяч компенсации.

Итого: если вы попали в аварию, никто не пострадал физически, сумма ущерба не превышает 25, 50 или 400 тысяч, и вы смогли договориться на месте, то ДТП оформить можно без ГИБДД.

Составление схемы ДТП самостоятельно

Прежде всего обратите внимание, что европротокол (извещение о ДТП) нельзя заполнять с помарками или исправлениями, поэтому сначала все напишите и зарисуйте на отдельном листе бумаги. К европротоколу могут прилагаться фотографии, так что запечатлейте все важные моменты с помощью любой доступной фото и видео техники.

После этого строго следуйте пунктам европротокола:

  • убедитесь, что бланк документа действительный;
  • обозначьте транспортные средства — А и В — для каждого из них отводится своя колонка (каждая сторона указывает свои данные);
  • отметьте крестиком все подходящие пункты в средней графе «Обстоятельства»;
  • зарисуйте схему ДТП — для этого отводится достаточно места в протоколе.

Типовая схема ДТП составляется довольно просто: на ней нужно изобразить перекресток или ту часть проезжей части, где произошла авария. Схематически обозначаете автомобили в момент после ДТП, а также стрелками направление их движения. Отобразите все дорожные знаки, можно также указать сигналы светофора, номера домов и названия улиц. С обеих сторон от поля для схемы ДТП есть схематические изображения автомобилей, на которых нужно указать точку первоначального удара.

Пункты с 14-го по 17-ый должны быть заполнены одинаково, что подтвердит факт согласия между участниками ДТП.

Лицевая сторона является самокопирующейся, поэтому заполнять лучше шариковой ручкой, чтобы все хорошо скопировалось. Не имеет значения, чей бланк будет использован, поскольку каждый водитель пишет информацию о своей страховой компании. Также нужно четко и полностью описать повреждения: царапина бампера, вмятина левого крыла и так далее. Кроме того, очень внимательно заполняйте средний столбец и отмечайте нужные клеточки: не путайте остановку на светофоре со стоянкой. Обратную сторону документа каждый водитель заполняет самостоятельно.

После заполнения и полного согласования всех деталей, нужно обращаться в страховую компанию в определенных срок согласно требованиям договора ОСАГО. Менеджеры осмотрят автомобиль для проверки указанной в извещении информации и примут решение о страховых выплатах. Поэтому ни в коем случае не начинайте самостоятельно ремонтировать авто до вынесения решения о страховых выплатах.

В принципе, ничего сложного в заполнении европротокола нет, нужно лишь заполнить его предельно аккуратно, без помарок, разборчивым почерком и понятным языком.

На этом видео вы узнаете, как оформить ДТП без сотрудников ГИБДД.

В этом видео покажут, как правильно составлять схему.

Схема ДТП — как правильно нарисовать место происшествия

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Схема ДТП — один из главных методов определения виновника аварии. Она дает возможность лицам, которых не было на ДТП, получить представление о дорожном происшествии. Графический план отображает все подробности аварии, имеющие значение для установления виновности или невиновности участников столкновения.

Оформление схемы аварий машин в предшествующие годы производилось сотрудниками дорожной инспекции, и не слишком интересовало обычных водителей. Однако нововведения в ПДД изменили ситуацию коренным образом. С 1 июля 2015 года мелкие происшествия можно оформлять самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД. Все бумаги участники заполняют самостоятельно, и схематическое изображение ДТП — один из самых сложных этапов процесса.

Что такое Европротокол и как его правильно заполнять

Оформление аварии без сотрудников ГИБДД получило название Европротокола, по аналогии с давно действующим порядком фиксации небольших ДТП в европейских странах. Также называется документ, оформляемый в момент происшествия и предъявляемый в страховую компанию для получения компенсации ущерба.

В каких случаях заполняется Европротокол

Порядок оформления Европротокола регулируется п. 2.6.1 Правил дорожного движения и ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. (далее закон «Об ОСАГО»).

Согласно нормативным актам зарегистрировать ДТП без привлечения полиции граждане могут при выполнении следующих критериев:

  1. В столкновении участвовали только два транспортных средства;
  2. Не было вреда жизни и здоровью людей;
  3. Вред от аварии нанесен только двум автомобилям участников;
  4. У обоих водителей есть действующие полисы автогражданки;
  5. Между водителями нет разногласий об обстоятельствах ДТП.
  6. Размер ущерба, причиненного машине невиновной стороны, не превышает установленный лимит.

Любое отклонение от указанных правил — повод связаться с ГИБДД.

Стоит также учитывать тот факт, что если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также попадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД.

Лимит выплат по Европротоколу

С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.

Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.

Исключение — водители, зафиксировавшие аварию при помощи системы ГЛОНАСС или лицензированного программного обеспечения на территории Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей. Для них лимит выплат по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.

Бланк Европротокола

Европротокол — единственный документ, оформляемый при ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Он прикладывается к заявлению потерпевшего на возмещение вреда в страховой компании. Вместе с фотографиями и видео с места происшествия документ доказывает право пострадавшего на оплату ущерба. От правильности заполнения формы зависит получение выплаты по ОСАГО.

Бланк Европротокола — это привычное Извещение о ДТП, оформляемое водителями для страховой компании как в авариях с привлечением инспекторов ГИБДД, так и без них. Документ выдается страховщиком при оформлении полиса ОСАГО.

Скачать образец бланка

Форма состоит из двух экземпляров Извещения для каждого участника ДТП и приложенной к ним инструкции. Второй бланк — самокопирующийся, при заполнении верхнего листа текст повторяется на нижнем.

Читайте также:  Освидетельствование на состояние опьянения пострадавшего после ДТП

Водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Лицевая часть протокола заполняется участниками происшествия совместно, оборотная — каждым водителем самостоятельно. Участник аварии выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.

Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются:

  • место, дата, время ДТП;
  • обстоятельства происшествия;
  • сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках;
  • характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов;
  • другая необходимая информация.

Схема дорожно-транспортного происшествия в Европротоколе — одна из наиболее важных частей документа. Располагается план происшествия в 17 пункте лицевой части Извещения. Чертеж должен соответствовать информации, внесенной в другие разделы протокола.

Если Извещения о ДТП отсутствует у обоих водителей, скачать и распечатать бланк схемы для страховой компании можно в интернете. Однако оба экземпляра придется заполнять вручную. Важно чтобы они соответствовали друг другу и не имели расхождений.

В данной статье выше можно скачать актуальный бланк Европротокола со схемой.

Правильность оформления документа, включая план происшествия, заверяется подписями обоих участников.

Как нарисовать схему ДТП

Четких правил составления схемы в Европротоколе нет. Однако следует придерживаться некоторых рекомендаций для того, чтобы рисунок не вызывал дополнительных вопросов у страховщиков:

  1. Схема рисуется шариковой ручкой.
  2. Необходимо отметить все объекты дорожной инфраструктуры, имеющие значение для определения обстоятельств аварии.
  3. Обязательно указывается положение машин в момент ДТП, отмечается место столкновения.
  4. Если есть ошибки, план аварии лучше перерисовать. Место, отводимое для рисунка, имеет очень небольшой размер, и правильно заверить исправления практически невозможно.

Инспекторы Госавтоинспекции рисуют схему на большом листе формата А4. Такой размер позволяет подробно отобразить все объекты, имеющие значение для установления виновника аварии. В Извещении о ДТП рисунки небольшого размера, все предметы отображаются схематично.

Не нужно прорисовывать мелкие детали, автомобили обозначают обычными прямоугольниками. Для указания направления движения ставятся стрелочки.

Методика оформления схемы аварии

Последовательность составления плана ДТП можно представить в виде нескольких этапов. Желательно черновой вариант составить самостоятельно каждому водителю, а затем после согласования перенести рисунок в Извещение о ДТП.

Этап 1. Прорисовка местности. Вначале на плане нужно нарисовать место, где произошла авария. Схематично показать расположение улиц, написать их названия. По рисунку должно быть понятно, столкновение произошло на перекрестке, на прямом участке дороге, при выезде со двора или на автостоянке.

Если ДТП случилось рядом с домом, его тоже нужно пометить на схеме с проставлением адреса. Можно внести другие примечательные места, позволяющие узнать местность — парк, памятник, фонтан, остановку и т. п.

Этап 2. Отображение дорожной инфраструктуры. На план наносятся:

  • дорожная разметка;
  • светофоры с пометкой цвета, который горел в момент столкновения;
  • пешеходные переходы;
  • дорожные знаки;
  • трамвайные пути;
  • дорожка для велосипедистов;
  • тротуар и др.

Все объекты, которые могли повлиять на поведение водителей, должны быть отражены в чертеже.

Этап 3. Зарисовка ДТП. Положение машин наносится в привязке с местностью и объектами дорожной инфраструктуры. Автомобили участников следует отметить буквами А и В, согласно заполнению протокола. Стрелки рядом с транспортными средствами указывают направление их движения.

Место столкновение отмечается крестиком — X.

Если в момент столкновения был другой транспорт, препятствовавший движению, его тоже следует нанести на схему.

Чем точнее участники смогут оформить план происшествия, тем меньше спорных ситуаций возникает при разборе ДТП. Если у водителей при составлении схемы возникают разногласия, и даже агрессия, следует вызывать ГИБДД.

Ниже приведен образец схемы места происшествия, составленный в соответствии с методикой.

Нарисовать схему ДТП онлайн

В интернете можно найти специальные программы для составления схем ДТП. Они облегчают прорисовку деталей чертежа, имеют большое количество шаблонов и элементов. С помощью приложений можно чертить схемы разного уровня сложности. Для рисования дорожных ситуаций не нужно обладать специальными знаниями. Пользоваться программами может человек с начальным уровнем владения компьютером.

Популярный онлайн-сервис для создания схем аварий — «Дорожный редактор» на сайте Autokadabra.ru . Из разных блоков можно создать картинку и сохранить её на компьютере. Чертеж можно распечатать, показать друзьям, разместить на форуме.

Однако применить её для оформления Европротокола не получится. Извещение о ДТП заполняется ручкой на месте происшествия. Буквально «на коленке». Перенести картинку в протокол нет технической возможности.

Типовые схемы и примеры

Российским союзом автостраховщиков разработаны типовые схемы дорожно-транспортных происшествий. Они используются страховыми компаниями для определения степени ответственности участников.

Скачать типовые схемы

При анализе данных представленных в Извещении о ДТП сотрудники страховой организации сравнивают планы аварий, нарисованные водителями с типовыми схемами на сайте РСА. После отнесения рисунка к одному из типов, сравниваются обстоятельства происшествия и характер повреждений. Если нет противоречий, определяется виновность водителей.

Правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, при урегулировании страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит сократить сроки получения страхового возмещения.

Правила составления схемы ДТП

Согласно законодательству, даже самую незначительную дорожную аварию необходимо оформлять должным образом. Проведенное разбирательство позволит выявить виновных и пострадавших, обеспечит доказательствами и доводами, достаточными для получения компенсации. Схема ДТП – это важный официальный документ, который становится основой при разборе ситуации. Он принимается во внимание на судебных процессах, необходим для расчета страховых выплат. От правильности его составления многое зависит, поэтому каждый водитель должен знать базовые требования к чертежу, обладать навыками его нанесения.

Что должно быть в схеме ДТП

К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.

Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:

  • расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
  • позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
  • положение знаков, светофоров, тип разметки;
  • расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
  • данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
  • место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
  • расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.

Чтобы составить правильную схему ДТП надо использовать специальные обозначения. Они позволят упростить чтение плана и избежать двусмысленностей.

Для чего нужна схема

Основное назначение схемы ДТП – сохранение всех особенностей дорожной ситуации на бумажном носителе. Заверенная подписями инспектора ГИБДД и/или участников происшествия, бумага приобретает статус документа. С ее помощью проводится разбор момента аварии, ее обстоятельства и причины. Графический план столкновения объектов на дороге в обязательном порядке содержит информацию по всем предметам, принимавшим участие в ДТП (даже косвенно). Данные схемы учитываются при разборе дела в суде, выявлении виновника аварии. Она необходима для получения компенсации по ОСАГО, а иногда даже по КАСКО. Важно понимать, что информация, указанная в схеме, не должна противоречить данным, полученным с помощью средств фото- и видеофиксации.

Кто должен составлять документ

Особенности составления схемы ДТП зависят от обстоятельств аварии, ее серьезности, количества участников происшествия. В одних случаях водителям приходится рисовать схему ДТП самостоятельно, в других они не имеют на это право, поэтому требуется присутствие инспектора ГИБДД. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит статус доказательства и не будет принят к рассмотрению.

Сотрудниками ГИБДД

Если на место аварии вызван патруль ГИБДД, то ответственность по заполнению схемы возлагается на инспектора. Он же затем заверяет документ своей подписью. Для составления бумаги сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и свидетелей. Случается, что инспектор консультирует водителей по телефону, дает им разрешение на самостоятельное составление схемы и ее подкрепление фотографиями, видеосъемкой. Затем участники аварии посещают отделение ГАИ, где ситуация разбирается детально.

Водителями для страховой компании

Чтобы нарисовать легитимную схему ДТП для страховой, надо взять специальный бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. Важно помнить, что СК не примет в качестве доказательства просто отдельный листок. Также стоит учесть, что в типовом бланке не так много места для рисунка, поэтому на самой схеме надо отразить только основные и наиболее важные моменты. В извещении предусмотрены дополнительные пункты, в которых можно уточнить место удара и особенности выполнения маневров.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему

В некоторых ситуациях даже если правильно самостоятельно нарисовать схему ДТП для суда или страховой, можно столкнуться с отказом на ее рассмотрение. В особо сложных случаях и при серьезных авариях лишь у сотрудника ГАИ есть право перенести ситуацию на бумагу.

Схема ДТП составляется только инспектором ГИБДД, если:

  • транспортному средству потерпевшего нанесен урон на 100 тыс. рублей и больше;
  • участники аварии не имеют единого мнения по поводу виновника и обстоятельств происшествия;
  • хотя бы один из водителей, попавших в ДТП, не имеет права находиться за рулем или пребывает в состоянии опьянения;
  • хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, нет действующего полиса ОСАГО;
  • в аварии пострадали или погибли люди;
  • один из участников происшествия скрылся с места ДТП.

Если есть сомнения по поводу целесообразности составления схемы без сотрудников ДПС, лучше позвонить в отделение ГИБДД и уточнить этот момент.

Методика составления схемы

Если авария фиксируется инспектором ГИБДД, для нанесения рисунка может быть применен лист в клетку или обычная писчая бумага. Водители должны использовать для прорисовки схемы бланк Европротокола, в котором для этих целей отведен 17-ый пункт. Экземпляр извещения о ДТП можно получить в страховой компании при оформлении страховки – менеджер обязан дополнить его инструкций по заполнению документа.

Как правильно нарисовать план в европротоколе самостоятельно

Особенности нанесения рисунка не регламентированы, но отработаны на практике. Документ может содержать графические обозначения, буквы и цифры, схема наносится по форме «вид сверху». Для ее составления можно использовать синюю или черную шариковую ручку. Элементы чертежа должны быть общепринятыми, понятными, разборчивыми и при необходимости оснащенными расшифровками. Исправления, использование корректоров и других методов чистки недопустимо.

Согласно правилам составления в схеме ДТП должны быть только схематические данные, а в извещении указывают следующие моменты:

  • место происшествия (километр трассы, адрес, ближайший дом или другой узнаваемый объект);
  • количество вовлеченных транспортных средств, пострадавших;
  • данные свидетелей и их показания, если есть;
  • данные по машинам – участникам ДТП – их владельцам, лицам, которые находились за рулем, страховым компаниям, повреждениям, ответственному сотруднику ГИБДД.

Схема составляется с использование принципов масштабирования. По возможности она сопровождается фото- или видеоматериалами.

Несмотря на то, что в некоторых случаях составление плана допускается и через несколько дней после аварии, лучше всего рисовать его прямо на месте.

Типовые схемы

На сайте Российского союза автостраховщиков можно найти множество образцов схем ДТП, составленных на основе примерных обстоятельств, приводящих к авариям. Это подробные рисунки, которые сопровождаются рекомендациями в плане распределения ответственности между водителями. К их применению прибегают при оформлении Европротокола при условии, что участники ДТП достигли соглашения, а в происшествии нет пострадавших.

Читайте также:  Бесконтактное ДТП что это?

При наличии более двух участников

Обычно в таких ситуациях требуется составление схемы ДТП сотрудниками ГИБДД. При создании планов важно учитывать порядок очередности. В частности, если один водитель в результате своих маневров задел сразу два транспортных средства, составляется два рисунка – по одному с каждым из участников аварии. Данные третьего авто и его водителя в этом случае дописываются в графе №4 на обратной стороне извещения.

При ДТП на дворовой территории

Согласно ст.1 Федерального закона №40, ДТП на парковке, во дворе и любой территории, прилегающей к дорогам, оформляются по тем же правилам, что и аварии на дорожном полотне. Они точно так же являются страховыми случаями по ОСАГО. По статистике, чаще всего оформляются такие ДТП без ГИБДД, но при невозможности достигнуть согласия между участниками происшествия, вызывается патруль ДПС.

Используемые обозначения

При оформлении схемы дорожно-транспортного происшествия применяются специальные универсальные символы, благодаря чему любое заинтересованное лицо способно прочитать чертеж. В частности, свои обозначения есть у легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, посторонних предметов. Особым образом указывается направление движения ТС, место аварии, тормозной путь, дорожная разметка, светофор. Дорожные знаки можно рисовать или указывать цифрами в соответствии с ПДД

Требования к различным видам схем

Авария может быть зафиксирована по упрощенной или стандартной процедуре. От этого зависит, каким образом будет оформлена схема конкретного дорожно-транспортного происшествия.

Европротокол

Вариант упрощенной схемы ДТП, составление которой не требует вызова инспектора ДПС и сбора дополнительных бумаг. Использование Европротокола позволяет ускорить начисление и выплату страховой компенсации. Такой подход возможен только в случае, если в аварии задействовано не более двух транспортных средств. При этом сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей, здоровью пострадавших не был нанесен урон, у обоих водителей оформлено ОСАГО, а участники не спорят по поводу виновного.

Стандартное ДТП

Если упрощенная процедура не может быть применена, составляется схема ДТП по стандартному типу. В этом случае на место происшествия вызывается патруль ГИБДД, после чего его сотрудник принимает решение о целесообразности прорисовки чертежа. В такой ситуации водители только наблюдают за процессом, вносят поправки, контролируют правильность заполнения документов. При таком подходе составляется максимально точный чертеж, так как место происшествия замеряется, все детали фиксируются.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

При нарушении порядка составления плана ДТП, несоблюдения правил нанесения чертежа или даже помарки при обозначении транспортного средства, документ признается недействительным. Его не примут к рассмотрению в суде, по нему не удовлетворят запросы страховые компании. Легкомысленное отношение к прорисовке плана аварии зачастую становится причиной невозможности получить денежную компенсацию водителем даже при его невиновности. Ввиду того, что в правильности оформления документа больше заинтересована пострадавшая сторона происшествия, именно она должна все проверить перед тем, как поставить свою подпись.

Если один из водителей отказывается подписать схему ДТП

Ответственное отношение к составлению схемы ДТП позволит доказать свою невиновность, своевременно и в полном объеме получить компенсацию. Каждый водитель должен знать нюансы нанесения чертежа и возможные подвохи.

Как составить схему ДТП самостоятельно?

Главная » ДТП » Оформление ДТП » Как составить схему ДТП самостоятельно?

К сожалению, аварии в обычной жизни стали нередким явлением, а для представителей ГИБДД – каждодневной реальностью.

Крупные города на своих дорогах все чаще заполняются автомобилями, все больше автолюбителей садятся за руль разных транспортных средств, поэтому даже незначительное происшествие становится причиной огромной пробки на дороге.

Нередко водители с хорошим опытом застревают в мелких заторах из-за столкновения, начинают нервничать, хотя факт ДТП можно оформить самостоятельно, разойтись мирно и переложить всю волокиту на страховщика.

Самостоятельное оформление мелкого ДТП

Мелкое ДТП можно оформлять без участия сотрудников ГИБДД. Но прежде чем это сделать, важно тщательно все взвесить, поскольку положениями европротокола регулируются не все ДТП.

Самостоятельно авария оформляется в следующих случаях:

  • после аварии вред нанесен автомобилю, пострадавших нет;
  • виновная сторона осознала свою вину, и участники пришли к согласию;
  • у обеих сторон имеется действующий страховой полис КАСКО.

При соблюдении всех условий, можно приступать к оформлению обстоятельств возникшей ситуации на трассе для предоставления документов страховщику.

При отсутствии у вас инструкции как это сделать, скачать ее можно на официальном интернет-ресурсе ГИБДД. Если у вас хорошая память, то по нашим рекомендациям легко запоминается алгоритм действий.

Для оформления важно сделать следующее:

  • Если вашу машину ударили, сразу же остановите транспортное средство и включите сигнализацию на режим аварийной ситуации. Далее, необходимо выйти из автомобиля и обозначить место ДТП соответствующими знаками. В тех случаях, когда авария произошла ночью и на дороге плохое освещение, следует одеть светоотражающий жилет;
  • При наличии свидетелей происшествия, важно описать их личные данные и контакты. Вероятно, что другие водители могли остановиться и помочь вам, поэтому следует поинтересоваться, не был ли включен у них видеорегистратор;
  • Важно также проверить действует ли у другой стороны страховой полис ОСАГО. Для того чтобы оформить европротокол вторая сторона ДТП должна быть согласна с фактом происшествия и его обстоятельствами;
  • Вред, который покрывается полисом ОСАГО, сегодня определяется в четыреста тысяч рублей. Исходя из этого, при оценке повреждений транспортного средства на большую сумму, важно осознавать, что для этих целей необходимо будет вызывать представителей патрульной службы;
  • Сторонам следует оформить извещение об аварии, которое послужит доказательством ДТП, а также нарисовать схему события в данном документе;
  • Экземпляр европротокола наряду с другими документами отправляется страховщику для определения компенсационной выплаты. Кроме этого, пострадавший имеет право обратиться к своему страховщику и потребовать прямое возмещение вреда.

Водители должны принимать во внимание, что при выяснении причин аварии представитель страховщика может осмотреть авто обеих сторон, даже несмотря на то, что участники воспользовались упрощенной системой оформления происшествия.

Кроме того, необходимо четко и грамотно оформить все разделы извещения, поскольку ошибки, неточные сведения, становятся основанием для отказа в выплате компенсации. Страховые компании прибегают ко всем возможным уловкам, чтобы не выплачивать компенсации за вред, поэтому вся база документов просматриваются тщательно.

По статистике страховых компаний сегодня европротокол оформляют лишь пять-восемь процентов автолюбителей. В первую очередь, это объясняется небольшим лимитом выплат, а также опасением водителей за последствия и сомнения в правильности оформления аварии.

Как оформить европротокол при ДТП?

Можно ли не оформлять ДТП при согласии сторон, читайте тут.

Как правильно составить схему ДТП

Нельзя утверждать какой эффект это имеет, но сегодня не определены единые нормы о том, как правильно составлять схему аварии.

В основном, это делается, говоря простым языком «на коленях», но все же существует ряд правил, которые подлежат выполнению во избежание спорных вопросов с представителями страховщиков и сотрудников ГИБДД.

Какие требования должны быть соблюдены при составлении схемы:

Внешний вид и оформление.

Для корректного оформления расположения транспортного средства можно изобразить все элементы схематически непосредственно на бланке извещения, учитывая то, что для этого есть определенный пункт.

Однако такой масштаб не даст возможности страховщику очертить все нюансы возникшего происшествия. Именно для этого лучше рисовать на бумаге форматом А 4. Схему лучше прорисовывать ручкой во избежание подделки.

Заголовок

При изображении схемы на отдельном от бланка извещения листе бумаги, следует ее озаглавить.

На самом бланке извещения необходимо указать, что графическое изображение аварии изображено в дополнении к протоколу.

Начинайте рисовать схему происшествия, начиная не с указания определенного места, а с описания окружающей среды. Для начала изложите расположение улиц, знаков, светофоров и других опознавательных изображений. Далее можно указать адреса ближайших объектов, имеющихся в масштабе этой местности. После подробного описания местности, можно заняться зарисовкой самого ДТП.

Не стоит обходить стороной мелочи. Рисуйте все объекты и ситуацию, которая произошла. Укажите, какой свет горел на светофоре, знаки на дороге, какая дорога была главной. Проще говоря, на рисунке должно быть указано все, что имело отношение к аварии и все факторы, повлиявшие на поведение водителей.

Рисуя ДТП, важно точно обозначить расположение автомобилей при столкновении, очертить стрелками то направление, в котором двигались оба участника аварии.

Кроме того, необходимо обозначить:

  • буквой Х – место удара;
  • тормозной путь;
  • результаты аварии.

Схематическое изображение произошедшей аварии должно быть максимально четким и подробным.Рисунок не должен вызвать сомнения и споры у страховщика, а также у представителей ГИБДД и суда.

В тех случаях, когда не достигнуто согласие с виновным в аварии, дождитесь работников патрульной службы и оставьте решение этих вопросов им.

Почему важно правильно составить схему ДТП

Каждый, кто становится водителем, обязан знать правила поведения в момент аварии и уметь оформить европротокол самостоятельно, а также нарисовать схему.

Прежде всего, это необходимо непосредственно сторонам происшествия. Поскольку, если не ожидать представителей ГИБДД, которые приезжают на место происшествия в течение нескольких часов, попадая в такие же пробки, можно освободиться за час и отправляться по своим делам.

Также следует задуматься о других сторонах происшествия. Нередко на узкой полосе дороги пострадавшие транспортные средства заграждают проезжий участок дороги или оставляют одну полосу для других участников движения.

Это приводит к пробке, в которой ожидают движения люди, имеющие свои планы, встречи, которые опаздывают на работу.

Хуже, когда возникают опасные ситуации, когда машина скорой помощи застревает в пробке, и невозможно проехать скорее, и в этот момент от водителей зависит жизнь людей.

Кроме того, огромные заторы загрязняют окружающую среду и становятся причиной возникновения смога в мегаполисах.

Исходя из этого, на каждого водителя возлагается ответственность перед обществом, даже в том случае, если он не является виновной в аварии стороной. Также перед ним стоит задача самостоятельно решить возникшую проблему.

Следует отметить, что если схема ДТП составлена правильно, то это послужит важным доказательством вины и ответственности водителя для тех, кто будет разбираться в данном деле.

Когда нельзя самому составлять схему ДТП

Даже при том, что правила регистрации ДТП были упрощены, существуют обстоятельства, при возникновении которых придется прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД.

Сделать это нужно в таких случаях:

  • если у водителя нет при себе или вообще действующей страховки, или его полис недействителен, недостоверен;
  • при отсутствии у сторон водительских прав;
  • одна из сторон ДТП пребывает под воздействием алкоголя или наркотиков;
  • ДТП повлекло причинение ущерба вреда здоровью и жизни людей;
  • если вред, причиненный автомобилю, превышает сумму, установленную ОСАГО в четыреста тысяч рублей.

В тех случаях, когда одно из приведенных выше обстоятельств является вашим случаем, то приступать к самостоятельному составлению европротокола не следует.

Если водитель оформит протокол, то он может быть оштрафован на крупную сумму. Кроме того, возникает риск остаться без прав и в течение полтора-двух лет из водителя перейти к категории пешехода.

Искренне желаем водителям не становиться жертвами аварий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector