ДТП при развороте кто виноват?

ДТП при развороте на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрено очередное популярное дорожно-транспортное происшествие – ДТП при развороте на перекрестке.

К сожалению, около половины водителей транспортных средств недостаточно внимательны и не могут спрогнозировать разворот другого автомобиля на перекрестке. В связи с эти и происходит столкновение.

Рассмотрим, кто виноват в ДТП при развороте на перекрестке и как его можно избежать. Приступим.

Выполнение разворота на перекрестке

Водитель А (синий автомобиль), собирается выполнить разворот на перекрестке:

Оба автомобиля заняли крайнее левое положение. При этом синий автомобиль собирается разворачиваться, а красный планирует выполнить поворот налево.

Автомобили въезжают на перекресток:

Сложность ситуации в том, что правила дорожного движения разрешают выполнить как поворот налево, так и разворот по любой траектории в пределах перекрестка.

Очевидно, водитель синего автомобиля выберет разворот по “большому” радиусу, т.к. в противном случае он не сможет выполнить разворот в пределах перекрестка.

Водитель красного автомобиля выбирает самую короткую траекторию, т.к. он хочет повернуть одновременно с синим. При этом он не понимает, что автомобиль может в том числе выполнять и разворот.

ДТП при развороте на перекрестке

Когда дорога освобождается, оба автомобиля начинают движение:

Происходит столкновение транспортных средств.

Обратите внимание, это очень распространенная ситуация. Если Вы будете выполнять разворот на перекрестке, то Вы в 70 процентах случаев столкнетесь с тем, что другие водители будут не готовы к Вашему маневру. Понять это можно, просто посмотрев на другого водителя. Как правило, он выпучивает глаза, начинает махать руками, сигналить, орать. На первый взгляд написанное кажется смешным, но это типичное поведение при развороте.

Кто виноват в ДТП при развороте?

В данном случае ситуация регламентируется пунктом 8.9 правил дорожного движения:

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Виновником ДТП однозначно будет признан водитель красного автомобиля, т.к. синий автомобиль приближается к нему справа. Именно красный оплатит восстановительный ремонт.

Как избежать ДТП при развороте на перекрестке?

1. Если Вы выполняете поворот на перекрестке (красный автомобиль), то просто поворачивайте по “широкой” траектории вслед за предшествующим транспортным средством. Траектории не пересекутся и Вы избежите аварии.

2. Если Вы собираетесь выполнить разворот на перекрестке (синий автомобиль), то сразу же вспомните о том, что товарищ, находящийся сзади, наверняка попытается повернуть по короткой траектории. Чтобы избежать ДТП, нужно быть предельно внимательным и остановить автомобиль после половины разворота. Ситуация будет выглядеть так:

Автомобили еще не столкнулись, но ехать Вам уже некуда. После того, как красный автомобиль проедет мимо, Вы сможете завершить маневр:

На практике может оказаться, что поворачивающих слишком много и они будут мешать Вам развернуться. В этом случае придется подождать несколько минут. Это гораздо лучше, чем допустить столкновение и заниматься оформлением документов, либо ждать ГИБДД в течение нескольких часов.

Когда нужно допустить ДТП при развороте?

Существует ситуация, когда не следует избегать ДТП при развороте на перекрестке. На изображениях, приведенных Выше, не нарисованы дорожные знаки и светофоры. На практике перекресток может быть как регулируемым, так и не регулируемым.

Однако в случае нерегулируемого перекрестка может сложиться следующая ситуация:

Пока синий автомобиль пропускает красного, к перекрестку на большой скорости приближается белый автомобиль. Происходит столкновение синего автомобиля и белого. При этом красный автомобиль успевает покинуть перекресток и к ДТП никакого отношения не имеет.

Виновником столкновения будет признан водитель синего автомобиля, нарушивший пункт 13.12 ПДД:

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Т.е. именно водитель синего автомобиля, который все делает по правилам, в данном случае платит за ремонт.

Естественно, ситуацию можно предотвратить, если правильно выбрать момент для маневра. Однако если Вы уже находитесь на перекрестке, то единственный вариант не платить за ремонт – столкновение с красным автомобилем. В этом случае виновником столкновения трех автомобилей признают водителя красной машины. Именно он и будет оплачивать ремонт.

Еще раз хочу подчеркнуть, что это вариант на крайний случай. Лучше 15 минут выбирать момент для маневра, чем поспешить и допустить ДТП.

Причины ДТП при развороте и шансы его избежать

Перекресток – одна из самых активных зон проезжей части. Но именно здесь многие автомобилисты предпочитают выполнять разворот, когда им это нужно. И если бывают неосторожными, нарушают правила, то попадают в ДТП. Правда, в происшедшем иногда следует винить других участников.

Выполнение разворота на перекрестке

Маневр осуществляется в соответствии с пунктом 8.5 ПДД:

Это значит, что прежде чем резко менять направление пути, необходимо занять крайнее левое положение. То есть начать маневрировать от центра проезжей части.

ДТП на перекрестке

Типичная авария при осуществлении одним из автомобилей разворота на перекрестке может произойти:

  • С участием идущей сзади машины, если она поворачивает влево. Оба ТС находятся в крайнем положении на полосе движения. Траекторию разворота первый автомобиль может выбрать любую, но чаще он очерчивает большой полукруг.

Вторая машина, стремясь быстрее проехать налево и сделать это вслед за идущей впереди, напротив, сокращает расстояние. О том, что первое авто разворачивается, ее водитель не догадывается. В результате его машина получает удар в правый бок. Или сама врезается в разворачивающееся ТС.

  • С участием автомобиля, который движется навстречу собирающемуся развернуться. Обычно первый едет с большой скоростью. Разворачивающийся пытается избежать столкновения с тем, который идет сзади и хочет свернуть налево. Поэтому может остановиться. В этот момент в его правую сторону въезжает то самое ТС, которое появилось на перекрестке с равнозначной дороги.
  • С участием автомобиля, едущего сзади прямо. Перед разворотом скорость машины обычно снижается. И второй водитель может захотеть обогнать ее, если не заметит включившегося поворотника. В результате его ТС врежется в левый бок разворачивающегося автомобиля.

О правилах разворота на перекрестке смотрите в этом видео:

Ответственность водителей

Вина автомобилистов в каждом случае устанавливается в зависимости от обстоятельств происшествия. Оценить ее в приведенных выше распространенных случаях можно так:

    Если разворачивающееся авто врезалось в то, что ехало следом за ним и свернуло налево, это не означает, что виновен водитель первого. Ведь существует пункт 8.9 ПДД:

Ведь второй автомобилист, который обгонял, не мог узнать о его намерении выполнить маневр.

При определении виновника происшествия значение в конкретном случае будет иметь также нарушение других правил или статей КоАП. Важна скорость, с которой двигались автомобили. Поэтому нередко в расследовании столкновения при развороте на перекрестке назначают техническую экспертизу. Пригодятся также показания очевидцев и съемка видеорегистратора.

Мера ответственности виновного автомобилиста определяется разделом КоАП, который он нарушил. Это может быть штраф по статьям 12.14, 12.15, части 2 статьи 12.16 Кодекса. А если в результате ДТП есть тяжело раненые или погибшие, действует Уголовный Кодекс. И виновник может лишиться свободы. Его страховщику в любом случае придется выплачивать деньги на ремонт автомобиля потерпевшего.

Можно ли избежать ДТП на перекрестке

Аварии на нерегулируемых точках пересечения путей случаются не только из-за незнания правил движения, но и невнимательности водителей. А проблемы можно избежать, если все потенциальные участники будут действовать верно:

  • Тому, кто сворачивает налево, лучше делать это по той же траектории, что идущий впереди автомобиль. Если выяснится, что он намерен развернуться, столкновения не произойдет, потому что пути машин не пересекутся. Аварийную ситуацию удастся исключить.

  • Водителю разворачивающегося авто следует помнить, что едущее за ним может свернуть влево по самому короткому пути. Поэтому выполнив полуразворот, стоит остановиться, чтобы пропустить второй транспорт. Хотя по правилам водитель первого делать это не обязан. Но так ему удастся избежать пересечения с другим участником движения, а значит, и столкновения.

Подождать стоит, даже если идущих налево машин много, и заминка составит несколько минут. Ведь оформление ДТП, ремонт машины и лечение травм займут больше времени.

  • Обгоняющему на перекрестке нужно особенно внимательно следить за сигналами едущей впереди машины, то есть за поворотником. И держать в уме возможность, что водитель разворачивающегося ТС забудет включить приспособление. Хоть в этом столкновении скорее обвинят его, а не обгоняющего, внимательность второго поможет вовсе избежать ДТП.

Иногда от аварии уходить не стоит ради того, чтобы не стать ответственным за нее. Например, когда автомобиль (D) начал разворот на перекрестке, навстречу по той же дороге движется еще одно ТС (B), а сзади третья машина (С) пытается уехать налево. Если D уже осуществляет маневр, ему выгоднее врезаться в С. А не тормозить, чтобы столкнуться с идущим навстречу B. Ведь в столкновении с C тот сам будет виноват, а D окажется потерпевшим.

Если же разворачивающаяся машина врежется в B, водителю первой и придется отвечать.

Нерегулируемый перекресток дает автомобилистам большую свободу, чем тот, на котором есть светофор. Но требует и повышенной ответственности. Разворачиваясь в этой точке пути, следует быть втройне внимательным и осторожным, не форсировать движение, помнить о правилах. Тогда есть шанс выполнить маневр без ненужных «приключений».

Полезное видео

Об ошибках при развороте на перекрестке смотрите в этом видео:

ДТП при развороте

  • Не заметил ДТП при разворота, уехал нашёл записку на стекле чем это грозит?
  • Во дворе при развороте поцарапали машину, ДТП это или нет.
  • При попытке разворота забуксовал в сугробе в условиях сильной метели. Это ДТП?
  • Что делать при ДТП
  • Страховая компания при ДТП
  • Экспертиза при ДТП
  • Возмещение ущерба при ДТП
  • Выплаты страховой компании при ДТП
Читайте также:  Если покинул место ДТП а потом вернулся?

1.1. Виктор, доброе утро! В данном случае, вам грозит лишение права управления транспортным средством на срок от года до полутора лет по части 2 ст. 12.27 КоАП РФ или административный арест на срок до 15 суток.
При юридически грамотном подходе “лишения прав” можно избежать.

1.2. Грозить может лишением права управления транспортным средством. 12.27. КоАП Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, –

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2.1. Шансы оценит суд при рассмотрении всех доказательств с Вашей стороны и со стороны второго участника ДТП.
Многое зависит от наличия знаков запретов обгона, ограничений скорости.

3.1. Должностное лицо, сотрудник ГИБДД должен выдать Вам Постановление. Если Вы не согласны с ним, то должны подать жалобу на Постановление в суд в течение указанного срока. С уважением Владимир Александрович.

3.2. Если как вы описываете соответствует план схеме ДТП в таком случае виноват второй Водитель который В Вас Влетел. Хорошего приятного дня.

4.1. Если бы владелец поврежденного автомобиля с полной уверенностью знал, что именно Вы, управляя конкретным а/м, повредили его а/м, он бы уже вызвал ДПС и написал бы заявление о том, что именно конкретный а/м скрылся с места ДТП. При таких обстоятельствах, Вас уже бы вызвали в ГИБДД и составили протокол за оставление места ДТП. Поскольку ничего подобного до настоящего момента не произошло, спите спокойно. Вызовут в ГИБДД, отрицайте факт участия в ДТП.

4.2. Если Вы пойдете в ГИБДД и признаетесь в содеянном, то Вас ждет лишение права управления транспортным средством, поэтому не советую этого делать.

5.1. Добрый вам день
Уважаемая Карлыгаш, в данном случае это вам решать – нужен вам адвокат или нет. Адвокат сможет наиболее грамотно помочь вас возможностью получения денежных средств с виновника: материальный и моральный ущерб. Возместить деньги на адвоката, вы так же сможете с виновника ДТП.

6.1. вероятнее всего что «товарищ который въехал в вас», в любом случае надо знать все нюансы ДТП чтобы дать точный ответ. Виновника установит ГИБДД, если вы будете не согласны, у вас всегда есть право обжаловать постановление.
Удачи в решении вопроса.

7.1. Да, Согласно части 2 статьи 12.27 КоАП РФ оставление места ДТП является административным правонарушением, за которое предусмотрено лишение права управления на срок от одного до полутора лет либо административный арест на срок до 15 суток.

7.2. Да, лишение водительских прав, так же собственник забора может подать на вас гражданский иск о возмещении денежных средств на ремонт забора.

8.1. уважаемый Гость
На схему ДТП, свои пояснения в протоколе и показания свидетелей, видео.

Удачи вам и вашим близким!

8.2. Вы вправе представить суду письменные возражения и доказательства по делу, заявите о проведении независимой экспертизы по данному вопросу. Экспертиза проводится за счет заявившей стороны.

9.1. В ГИБДД на разборе данного ДТП должна быть установлена виновная сторона. Соответственно у другой стороны появится возможность предъявить к виновнику ДТП материальные претензии в гражданском порядке.

9.2. Вопрос Ваш сформулирован непонятно, дорожно-транспортная ситуация из Вашего вопроса совсем не ясна. Конкретизируйте более точно вопрос.

10. Не заметил ДТП при разворота, уехал нашёл записку на стекле чем это грозит?

10.1. Грозит лишением прав или арестом. Нужно знать все обстоятельства дела, часто удается доказать отсутствие состава административного правонарушения и тогда ничего не грозит.

11.1. Так и оспаривать что не заметил сигналов не было.

11.2. Да, будет считаться и ждет лишение прав. Докажите что была смертельная необходимость куда либо ехать с места ДТП – доставляли роженицу, больного при смерти и т.п..

12.1. Зависит от конкретных обстоятельств. По описанному – может быть кто угодно, в том числе оба.

13.1. НЕТ, не вправе отказать

14.1. В зависимости от того, как застрахован Ваш автомобиль.

15.1. Ирина, ей грозит 12.27 ч.2 КоАП РФ, а это:
Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 12] [Статья 12.27]
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, –

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Но есть шанс с Вашей помощью переквалифицировать на ч.1 данной же статьи, а это уже штраф в 1000 рублей.
Вам необходимо в суд предъявить соответствующее ходатайство, которое и приобщить к материалам дела.
Все решаемо.

15.2. Уже все случилось, вы все сделали правильно. От вас уже ни чего не зависит.

16.1. Если будет поставлен такой вопрос эксперту, то он ответит, если сможет (если имеется тормозной путь). Но в данном случае, Ваш брат действительно виновен. Даже если скоростной режим у второго участника дорожного движения был превышен, причинно-следственную связь необходимо установить.

17.1. Штраф не знаю мало написали о ситуации, увечье смотря какой вред здоровью это решит экспертиза но виноваты по любому.

18.1. На лицо вина второго участника ДТП. Желательно для сто процентной победы обзавестись записью видеорегистратора или свидетельскими показаниями. Помимо этого хорошо если Вы сфотографировали автомобиль виновника на предмет загрязненности фар.

19.1. Без ознакомления с материалом об Административном правонарушении по ДТП, ответить однозначно и объективно не представляется возможным.

20.1. Вас пытаются развести если не было ДТП, попаситесь, так то полиция вас сама найдет и повестку пришлет это оговорено законодательством, а вы вспомните что было если было, а можете и обратиться к юристу,

21.1. Да, правомерен, т.к. ПДД не делают исключение в случае, если авто стоит на стоянке и происходит ДТП. В правилах указано, что нужно выставить знак аварийной остановки, значит нужно выставлять в любом случае.

22. Во дворе при развороте поцарапали машину, ДТП это или нет.

22.2. Если одно из транспортных средств находилось в движении, то однозначно ДТП.

23.1. Что бы ответить на Ваш вопрос нужно знакомится с материалами дела.

24.1. Можете, но только через суд эффективно.

25.1. Юрий.
Необходимы подробности происшествия.
Для более быстрого обмена сообщениями пишите в л/с.

26.1. Срок страховки не истек?

27.1. Так же нужно учитывать наличие знаков, дорожной разметки и в какую сторону был разворот по направлению движения.
К примеру.. пункт 8.5 ПДД обязывает водителей перед поворотом или разворотом занять соответствующее крайнее положение.
Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
Если не смотреть схему ДТП, то авто совершающий поворот должен убедиться что никому не составляет помех и пропустить транспорт двигающийся по своей полосе движения (вне зависимости от его скорости). Превышение скорости в данном случае роли не играет (это отдельное нарушение).

28.1. Не признавать вину и найти свидетелей, что в день и время аварии вы были в другом месте (алиби).

28.2. Нужно предоставить доказательства что на тот момент вы сидели в другом месте и пили чай!

29.1. ГИБДД может подойти к вопросу радикально и возбудить дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся). Санкция – лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

30. При попытке разворота забуксовал в сугробе в условиях сильной метели. Это ДТП?

30.1. Если причинён материальный ущерб либо вред здоровью.

ДТП при развороте

При развороте на левом повороте со съездом с главной дороги получил удар сзади когда моя машина уже находилась поперёк второй пересекаемой дороги от автомобиля двигающегося сзади и поворачивающего в том же направлении.

Сотрудник автоинспекции обвинил меня в данном ДТП. На словах сказал, что я не уступил дорогу сзади идущему автомобилю, в постановлении указал часть 8.3.

Водитель и находящийся с ним пассажир указали в объяснительных что я не включил поворотник что сбило его с толку и он не мог понять что я делаю.

Я в объяснительной указал что включил поворотник.

Вопрос. Кто является виновником, и в случае обжалования постановления в суде какое значение будут иметь показания водителя и его свидетеля о не включённом поворотнике ?

Ответы юристов ( 2 )

Здравствуйте! Уточните пожалуйста, Вы на грузовом автомобиле совершали разворот?

Я спрашиваю потому, что Вы пишите о съезде с дороги. Так разворачиваются длинные автомобили или если дорога очень узкая.

Автомобиль, который въехал в Ваш поворачивал направо раз удар пришелся сзади?

Реально не понятно из вопроса как произошло ДТП.

Я так понял, что Вы ехали по главной, решили развернуться на перекрёстке или выезде с прилегающей территории, начали разворот и уже развернувшись на второстепенной дороге стали выезжать снова на главную и тут произошло ДТП. А второй автомобиль откуда взялся сзади?

Читайте также:  Как узнать был ли автомобиль в ДТП?

Также мне интересно сколько вообще полос на главной дороге, с которой Вы совершали разворот и с какой полосы Вы его совершали.

Совершенно не понятно как водитель автомобиля, если он едет сзади не может понять что делает водитель автомобиля движущегося впереди его? Да, какая разница с поворотником он совершает разворот или без него? Чем он Вашим маневров был введен в заблуждение? Может Вы заглохли на развороте и не включили аварийку? Тогда конечно он мог быть введен в заблуждение, но не настолько чтобы просто въехать в зад.

По возможности приложите или нарисуйте схему ДТП.

На легковом оба.По одной полосе везде. Он настаивает на том что я совершил поворот без указания поворотником, что является нарушением ПДД. Прилагаю схему столкновения.

Спасибо, теперь всё понятно. Своеобразный перекрёсток, но тем не менее перекрестки универсальны, поэтому разворот на любом перекрёстке совершается одинаково. В данном случае автомобиль, который двигался сзади не соблел дистанцию, в результате чего произошло ДТП. Уступать дорогу транспортному средству, которое движется сзади в попутном направлении Вы были не обязаны.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

На момент непосредственно перед ДТП водитель второго автомобиля однозначно понимал, что с главной дороги Вы повернули на второстепенную дорогу, а о развороте он должен был догадаться по снижению скорости и включению стоп сигналов, если сигнал левого поворота он не видел (как утверждает). Даже, если сигнал левого поворота не был включен, то не это нарушение привело к ДТП, а только несоблюдение дистанции вторым автомобилем.

А вообще конечно это очень опасный участок для разворота.

Инспектор ДПС видимо посчитал, что Вы выехали слишком далеко вправо при развороте (п.8.8 ПДД), то есть оставили второму автомобилю фактически пол полосы для поворота налево, поэтому он и не снижал скорости.

Его утверждение о том, что сигнал поворота не был включен это его линия защиты. Вы можете утверждать, что включали сигнал поворота и разворот совершали согласно ПДД.

Так мне в суде не поверят потому что два свидетеля будут утверждать, что я не включил. А показания свидетелей побить нечем, это главный аргумент для судьи. Другое дело если включён или не включён поворотник не имеет значения. Тогда и показания не важны. Вот на этот вопрос я не могу найти явный ответ, поэтому обратился к вам.

В данном случае включен был сигнал левого поворота или нет, не имеет значения так как Вы не вводили в заблуждение других участников дорожного движения.

Водитель второго автомобиля понимал, что Вы совершаете разворот, но сейчас занял позицию, что сигнал поворота не был включен, но стоп сигналы он видел и должен был снизить скорость.

В ГИБДД такая же схема? Вы лучше такую схему больше никому не рисуйте, так как по ней Вы реально должны были совершать разворот по п.8.8 ПДД

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

А в этом случае, действительно отсутствие сигнала левого поворота ввело в заблуждение второго водителя и уступить дорогу Вы ему были обязаны.

А Вы говорите, что начали разворот с крайнего левого положения, поэтому даже если сигнал левого поворота отсутствовал, то это не ввело в заблуждение второго водителя.

Здравствуйте, Андрей! Они же не будут утверждать что Вы не поворачивали? Если же будут утверждать, что Вы ехали по второстепенной прямо — тогда как он мог въехать сзади? Обгонял где сплошная разметка? Попадутся сами, надо грамотно составить защиту.

На той дороге нет не крайнего левого, не крайнего правого положения. Там по одной полосе в каждом направлении на которой помещается только одно транспортное средство. Вот с этой полосы я и начал разворот не залезая в право. Схема такая же, в ГИБДД сначала обвиняли его потом он стал бегать по кабинетам и гаишники включили «дурака» и говорят мне «ты виноват» но даже не нашли подходящей статьи и поставили 8.3 которая сюда совсем не подходит. На что я могу ссылаться, что не включённый поворотник не является причиной ДТП?

Сам факт поворота, этот маневр сзади едущий просто не мог не заметить. Скорее всего, он хотел обогнать прямо в повороте.

п.8.3 ПДД сюда действительно не подходит. Вам нужно ссылаться на то, что разворачивались на перекрестке согласно ПДД и все. Про поворотник ничего не говорите. А если он начнет упирать на поворотник, то скажите что был включен, а если и не был, то второй водитель понимал, что Вы совершаете маневр (разворот, поворот) и тем самым не был введен в заблуждение.

ДА, верно, иначе как Вы мог водитель первого транспортного средства оказаться на полосе встречного движения?

  • 8,7 рейтинг
  • 970 отзывов

Здравствуйте, Андрей! Кое-какие моменты я Вам ниже прокомментировал. А дальше позиция такая, что в пределах полосы движения Вы были в крайнем левом положении для разворота (насколько это возможно):

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Сам факт столкновения произошел на встречной полосе, т.е маневр Ваш ясен — минимум — повернуть налево и двигаться по второстепенной дороге. А то что Вы дальше стали разворачиваться и он в Вас въехал сзади, то:

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Что ему мешало соблюдать дистанцию?

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

И пусть объяснит, какая же у него скорость в повороте была, что он не смог среагировать? какие меры принял? и т.д.

Поворот налево и обгон = ДТП. Кто виноват?

Анна Мазухина ,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании “Гарант”

Представим себе ситуацию: вы начали обгон, а в это время кто-то на впереди движущемся автомобиле поворачивает налево (ну, или наоборот – вы поворачиваете налево, а вам в бок влетает тот, кто в это время вас обгонял). Опустим неизбежные подробности того, что за этим следует, и перейдем к главному вопросу – кто же во всем этом виноват?

У сотрудника ГИБДД спрашивать бессмысленно – скорее всего, в справке о дорожно-транспортном происшествии оба водителя будут указаны как нарушители ПДД. Почему? Обратимся к ПДД.

С одной стороны, перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения. При этом ему прямо запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево (п.п. 11.1-11.2 ПДД). С другой стороны, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями, при этом выполнение маневра поворота должно быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения (п. 8.1 и п. 11.3 ПДД).

Как правило, установить на месте, что “было раньше – курица или яйцо” (то есть выехал ли обгоняющий в нарушение Правил на обгон уже после того, как второй участник начал поворот, или же наоборот – поворачивающий начал маневр, не убедившись, что он никому не помешает) практически невозможно (если, конечно, нет записи видеорегистратора (решение Раменского городского суда Московской области от 23 августа 2012 г., решение Фокинского районного суда г. Брянска от 31 авгутса 2012 г. по делу № 12-133/2012 ), или один из водителей не признает свою вину), поэтому обычно оформляющий дорожно-транспортное происшествие сотрудник ГИБДД указывает в справке о ДТП на нарушение Правил дорожного движения обоими участниками (п.п. 214-219 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185). В том, “кто виноват и что делать” водителям придется разбираться в группе разбора или в суде.

Как правило, в суде речь идет либо об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности (или приговора) в неисковом порядке, либо о “гражданском” иске того водителя или собственника, который считает себя “более правым”, к страховой компании и другому участнику дорожного происшествия. При этом следует помнить, что “административная” вина в нарушении ПДД и “гражданско-правовая” вина в причинении вреда – не одно и то же: решение органов ГИБДД о виновности (в административном смысле) является лишь одним из доказательств для суда, принимающего решение о возмещении вреда в соответствии с ГК РФ, и не имеет заранее установленной силы. Принцип возмещения “гражданско-правового” вреда такой: при причинении вреда при взаимодействии источников повышенной опасности он возмещается на общих основаниях, то есть по принципу ответственности за вину. При этом:

  • при отсутствии вины обоих никто из них друг другу вред не возмещает;
  • вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным;
  • при наличии вины лишь владельца, которому причинен вред, он ему не возмещается;
  • при наличии вины обоих владельцев размер возмещения определяется соразмерно степени вины каждого (ст. 1064 ГК РФ, п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”).
Читайте также:  Водитель скрылся с места ДТП что делать?

Причем даже если государственными органами к ответственности за нарушение ПДД привлечен только один из участников (например, если выезд на обгон либо поворот налево осуществлялись в запрещенной зоне, а второй участник вроде бы Правил не нарушал, или же административное производство в отношении второго водителя было прекращено по какому-либо основанию) вовсе не означает, что возмещать вред в гражданском порядке будет только этот участник – возможно установление в судебном порядке обоюдной вины водителей в причинении вреда.

В ходе разбирательства суды, как правило, признают вину обоих участников, хотя бывают и исключения. Так, Идринский районный суд Красноярского края в своем решении от 12 октября 2010 г. по делу № 11-4/2010 (2-1-10) указал, что обгоняющий водитель при обнаружении опасности (в том числе – увидев начавшего пересекать траекторию его движения попутный автомобиль) должен немедленно прекратить обгон (видимо, вернувшись на свою полосу движения или остановившись), а если он этого не сделал – вина в ДТП лежит полностью на нем. Похожее решение вынес Коломенский городской суд Московской области 1 июня 2012 год, указав также, что виновность установлена исходя из места столкновения – поскольку им является “левая полоса движения, что в совокупности с механическими повреждениями на обеих автомашинах, свидетельствует о том, что водитель уже заканчивал поворот налево, а водитель З. обгонял его, следовательно, виноват в ДТП З.”, при этом если бы столкновение произошло на середине проезжей части или чуть ближе к левой полосе, то, как пишет суд в решении, можно было говорить о виновности другого водителя, так как это свидетельствовало бы, что он, начав поворот, не убедился в безопасности своего маневра. Место столкновения и характер повреждений транспортных средств в иной ситуации – когда оно произошло в момент, когда обгоняющий в момент столкновения уже проезжал мимо автомобиля поворачивающего, “въехавшего” непосредственно в него, признаны судом основанием для признания виновным в ДТП именно поворачивающего, поскольку он “создал опасность и помехи для движения автомобилю, воспрепятствовав ему в завершении обгона своей машины” (решение Суда Еврейской автономной области от 13 января 2012 г . ).

В другом случае суд установил, что у обгоняющего “не было технической возможности предотвратить столкновение”, поэтому возложил всю ответственность на поворачивающего (апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2013 г. по делу № 33-28/2013).

В некоторых случаях суды при вынесении решения руководствуются выводами эксперта-автотехника о том, действия какого именно участника-нарушителя явились непосредственной причиной приведшей к возникновению ДТП (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2012 г. по делу № 33-7978), и возлагают всю ответственность на него.

Установив вину обоих водителей в ДТП, суд может, не углубляясь в детали, счесть степень ответственности каждого из них равной и взыскать в пользу каждого участника половину от заявленных им требований (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г. № 03АП-5670/12, решение Дедовичского районного суда Псковской области от 22 июня 2009 г. по делу № 2-84, апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 17 июля 2012 г. по делу № 33-1268). В то же время существуют и более оригинальные способы определения степени вины каждого из водителей.

Так, например, в решении Октябрьского районного суда г. Омска от 15 июня 2009 г. по делу № 2-000/2009 указано, что “поскольку ПДД отдают приоритет транспортным средствам, движущимся прямолинейно”, вина должна распределяться так: обгоняющий виновен на 30%, а поворачивающий – на 70%. Бородинский городской суд Красноярского края в своем решении от 1 декабря 2010 г. по делу № 2-420/2010 указал, что хотя нарушение ПДД допустили оба, но поскольку один из водителей находился в состоянии алкогольного опьянения, то степень его вины должна быть определена в размере 90%. В другой ситуации суд счел, что именно нарушение правил обгоняющим и его неправомерные действия (повышенная скорость движения) способствовали созданию аварийной ситуации, поэтому установил его вину в размере 80% (кассационное определение Пермского краевого суда от 20 июня 2011 г. по делу № 33-6092).

А вот Уссурийский районный суд Приморского края при вынесении приговора по делу № 1-11-2011 взыскал с оставшегося в живых водителя затребованный потерпевшими размер материального вреда полностью, несмотря на установление обоюдной вины водителей, а размер морального вреда – уменьшил в несколько раз (к сожалению, сведений об обращении данного водителя к наследникам с иском о возмещении причиненного ему материального вреда и результатах такого обращения обнаружить не удалось).

Таким образом, в каждой конкретной ситуации решение судьбы обоих водителей будет зависеть от обстоятельств ДТП и позиции, занятой судом – единого рецепта поведения в этом случае не существует. Можно лишь посоветовать быть внимательнее при совершении каждого маневра, не забывать смотреть в зеркало заднего вида, и быть готовым к любым неожиданностям на дороге.

Кто виноват при повороте на перекрестке — разбор типичного ДТП

При управлении автомобилем в городских условиях особое значение имеет правильное маневрирование. В некоторых случаях при повороте налево даже опытные водители могут совершать ошибки, приводящие к неприятным последствиям. Это вызвано тем, что в определенных ситуациях возникают разночтения.

В идеале каждый водитель должен уверенно знать положения правил дорожного движения, которые регламентируют этот маневр, и строго придерживаться их.

ДТП при повороте налево с правого ряда

При выполнении левого поворота важно ориентироваться на два важных раздела ПДД:

  1. Общий порядок маневрирования, траектории оговариваются в разделе 8.
  2. Основные правила проезда перекрестков регламентирует раздел 13.

Следует помнить, что правило помехи справа (п. 8.9) действует исключительно в ситуациях, когда траектории автомобилей пересекаются.

Важнейшими пунктами правил для поворота налево является п. 8.5, который предписывает осуществление этого маневра только с крайней левой полосы при включенном указателе поворота.

При этом согласно п. 13.4 нужно уступить дорогу встречному транспорту, а также сопутствующим машинам при их перестроении (п.8.4).

Довольно распространенной является ситуация по следующей схеме ДТП.

Несмотря на очевидность нарушения п. 8.5, многие автолюбители оправдывают действия водителя машины, выполнявшей поворот с правого ряда. В такой ситуации виновным будет именно он, поскольку при выполнении этого маневра не перестроился в крайний левый ряд.

Знак обязательного поворота не отменяет требования п.8.5, поэтому на приведенной выше картинке ДТП виноват будет также водитель авто справа.

Налево с левого ряда

В этом случае разобраться труднее:

  1. Знаки особых предписаний не отменяют действие п.8.5.
  2. С другой стороны, оба транспортных средства при такой ситуации движутся по разрешенной траектории.

Данная коллизия приводит к тому, что по этому вопросу существует два противоположных мнения, одного из которых придерживаются даже инспекторы ГИБДД:

  1. Многие настаивают на необходимости принимать крайнее левое положение перед выполнением маневра согласно правилам.
  2. Другие считают, что, двигаясь по разрешенным траекториям, водители должны ориентироваться на правило помехи справа (п.8.9).

Основываясь на одном из мнений, в случаях подобных ДТП суды могут принять прямо противоположные решения. На практике это случается довольно часто.

А если полос нет

При отсутствии полос дорожной разметки перед совершением левого поворота также нужно принять крайнее левое положение на дороге, которое соответствует середине дороги. Если не выполнить данный маневр, то это будет считаться нарушением ПДД.

В такой ситуации важно соблюдать отдельные моменты маневрирования, ориентируясь на нормативные положения.

Дорожно-транспортное происшествие может произойти по следующим причинам:

  • водитель не перестроился максимально влево;
  • поздно включил сигнал поворота или не сделал этого;
  • не пропустил авто, идущее сзади на обгон.

Все эти действия влекут за собой наказания в виде штрафа.

Во время движения автомобилей налево на перекрестках различных видов нередко возникает неразбериха, приводящая к авариям. В различных ситуациях это происходит по разным причинам, но чаще всего это несоблюдение ПДД одним из водителей. Определение виновности участников происшествия напрямую зависит от их первичных объяснений при оформлении ДТП.

Избежать ДТП поможет соблюдение всех правил. Кроме того, важно максимально информировать заранее с помощью сигналов поворота о своих намерениях участников дорожного движения, которые движутся сзади. Водители должны понимать, что впереди идущая машина замедлилась не просто так.