Организационные договоры при перевозке пассажиров - Camaro-Club.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Организационные договоры при перевозке пассажиров

Договор перевозки пассажиров

В Гражданском кодексе сказано, что договор перевозки пассажира заключается между водителем и пассажиром в момент, когда куплен билет, человек допущен в автотранспорт, и уплачены деньги за проезд. Поэтому правильным будет оплачивать проезд до того, как транспорт доставит человека до пункта назначения.

В чем состоят особенности договоров пассажирских перевозок?

Договора по перевозке пассажиров носят характер:

  • Консенсуальный – так как документ считается заключенным с момента согласия (покупки билета).
  • Двусторонний – участвуют две стороны (перевозчик и пассажир).
  • Возмездный – из-за того, что услуга перевозки требует финансовой оплаты.
  • Публичный (для общественного транспорта).

Для обеспечения собственной безопасности пассажиру важно знать, что для транспортировки людей перевозчик должен иметь специальное разрешение в виде лицензии. Этот документ выдается отдельно: на легковые автомобили, микроавтобусы и другие виды транспорта, а также на международные перевозки. Для получения лицензии по перевозке людей у перевозчика должна быть соответствующая материально-техническая база, водители обязаны иметь достаточное количество стажа и опыт работы шофером, открытую водительскую категорию, позволяющую управлять необходимым видом транспорта.

Обязательно интересуйтесь наличием лицензий и сертификатов у перевозчика перед отправкой в путь – это является условием Вашей безопасности в дороге.

Достаточно интересный факт – для гражданских лиц в зависимости от вида транспорта выделяют следующие виды договоров для транспортировки и перевозки пассажиров:

  • На морском транспорте договора делят на каботажные, международные, пригородные, местные.
  • На воздушном транспорте предусмотрены договора в виде «чартера», если заключаются с целой фирмой, а та, в свою очередь, уже составляет договора с пассажирами.
  • Транспортировку автомобилем делят на пригородное, между населенными пунктами (до 50 км), городское или международное сообщение.

Билет является доказательством заключения договора о перевозке между сторонами (перевозчик и пассажир). В нем должна присутствовать следующая информация:

  • Серия и номер билета.
  • Вид транспорта, на котором совершается перевозка.
  • Стоимость поездки.
  • Номер пассажирского места.
  • Время прибытия в пункт назначения.
  • Время отправления.

Один билет свидетельствует об одном заключенном договоре между сторонами и не предназначен для многоразового использования.

Основные положения договора

Договор перевозки перевозки содержит ряд обязательных условий, которые должны соблюдаться обеими сторонами соглашения.

  1. Перевозчик обязуется довезти пассажира до назначенного пункта.
  2. Пассажир обязан оплатить стоимость проезда до отправки.

Кроме того, документ содержит обязанности сторон, в частности, пассажир во время поездки должен:

  1. Сохранять билет в целости на момент поездки, не терять и не выбрасывать его.
  2. Соблюдать дисциплину и порядок.

В свою очередь, водитель не имеет права менять направление маршрута самостоятельно, ему запрещено продавать билеты пассажирам во время управления транспортным средством.

Во время перевозки были нарушены ваши права? Обратитесь к нашим юристам за помощью. Мы проанализируем договор перевозки пассажиров и разработаем тактику защиты ваших законных интересов!

При этом законодательством предусмотрено следующие возможности для пассажиров:

  1. перевозить несовершеннолетних детей бесплатно (1 ребенок дошкольного возраста имеет право на бесплатный проезд без предоставления отдельного места для сиденья) или по льготам;
  2. не платить за ручную кладь, оплачивать багаж согласно тарифу.

Перевозка и транспортировка пассажиром животного должна согласовываться заранее по ряду причин:

  • Возникновение аллергической реакции у кого-то из пассажиров.
  • Доставление дискомфорта другим пассажирам из-за шума животного, его запаха, возможных выделений.

На перевозку животных должны дать свое согласие все пассажиры в транспорте.

От чего зависит стоимость пассажирских перевозок?

Цена поездки всегда включается в договор перевозки пассажиров. Стоимость проезда меняется от разных показателей, формирующих ее. Участники договора перевозки пассажиров должны четко понимать, что завышенная цена билета, нежелание платить за проезд караются по закону административным штрафом в пяти, десяти кратном размере цены билета, прожиточного минимума и т.д.

Стоимость билета оценивается согласно тарифу. Цена его зависит от:

  • времени поездки;
  • автостанционного сбора;
  • расстояния (в км);
  • количества остановок;
  • предварительной брони или оплаты по факту;
  • цены на топливо;
  • налогового сбора;
  • страховки жизни пассажира.

В зависимости от вида транспорта могут быть внесены дополнительные условия в договор перевозки пассажиров, либо исключены некоторые из перечисленных.

Частные лица, которые заключают между собой договор перевозки пассажиров, в праве оговаривать свои условия транспортировки людей и прописывать необходимые им пункты. Но абсолютно все они должны содержать в себе следующее:

  • установленное количество экземпляров документа;
  • порядок решения спорных ситуаций;
  • ответственность сторон участников договора;
  • название компании, имена участников договора;
  • реквизиты;
  • точное описание предмета договора.

Общие положения о договорах перевозки

Транспорт в любой стране является одной из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает эффективность ее развития не только в целом, но и отдельных ее регионов. С помощью транспорта осуществляются перевозки грузов, пассажиров и багажа. Транспортная деятельность является видом предпринимательской деятельности.

Транспортные договоры – это соглашения, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа. Понятие «транспортные договоры» шире понятия «договоры перевозки». В системе договорных обязательств по возмездному оказанию услуг обязательства из договоров перевозки выделяются в самостоятельный вид (гл. 40 ГК РФ).

Договоры перевозки могут быть определены как система соглашений о перевозке за плату различными видами транспорта общего пользования грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора перевозки и законодательного регулирования возникающих отношений зависит от вида перевозки. В гл. 40 ГК РФ «Перевозка» нет легального определения данного понятия. А в транспортных уставах и кодексах определяются только виды и разновидности перевозок.

Перевозка – это вид предпринимательской деятельности, в ходе которой перевозчик за плату осуществляет перемещение груза, пассажиров и багажа из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортного средства. В российском законодательстве транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те транспортные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве (п. 2 ст. 784 ГК РФ) и имеют правовой режим транспорта общего пользования (ст. 789 ГК РФ).

Важнейшую особенность отношений по перевозкам грузов, пассажиров и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обязательств. При этом наряду с обязательством по перевозке возникают договорные обязательства иных видов. Такие обязательства возникают из договоров, обеспечивающих заключение и исполнение договора перевозки (например, транспортные организационные договоры, договоры между перевозчиком и владельцем транспортных инфраструктур по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок, договоры по оказанию в процессе перевозки различного вида иных услуг, в том числе договоры транспортной экспедиции, буксировки и др.).

Договор перевозки может включать условия, содержащие элементы других договоров (подряда, хранения), например, устанавливать обязанность перевозчика выполнить, в том числе, погрузочно-разгрузочные работы.

Виды договоров перевозки

Глава 40 ГК РФ предусматривает возможность заключения в сфере перевозочной деятельности следующих групп договоров:

  • Договоры перевозки.
  • Организационные договоры.

1. Договоры перевозки: договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа (п. 1 ст. 784, ст. ст. 785, 786 ГК РФ). В целях транспортировки грузов, пассажиров, багажа может заключаться договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ), который содержит в себе элементы договора аренды.

В гл. 40 ГК РФ специально не выделяется договор перевозки почтовых отправлений. В качестве самостоятельного вида договора перевозки предусмотрена перевозка почтовых отправлений в транспортных уставах и кодексах.

2. Организационные договоры: договор об организации перевозок, договор об организации работы по обеспечению перевозок, договор о прямом и прямом смешанном сообщении (ст. 798, 799, 788 ГК РФ). Могут заключаться и иные, не поименованные в Гражданском кодексе РФ организационные договоры, например договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке.

Виды договоров перевозки по видам транспорта

Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различными видами транспорта. Данное обстоятельство позволяет выделять договоры перевозки, осуществляемые:

  • наземным транспортом (железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим);
  • внеуличным транспортом;
  • воздушным транспортом;
  • водным транспортом (морским, внутренним).

В системе российского транспортного законодательства нет действующих федеральных нормативных актов, регулирующих отношения по перевозкам пассажиров и их ручной клади внеуличными видами транспорта. К ним относят метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу транспортную (канатная дорога), фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная). Приняты только различные подзаконные акты, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждающие правила перевозки пассажиров различными видами внеуличного транспорта, в частности, метрополитеном, монорельсовым транспортом. Перевозка на внеуличных видах транспорта предполагает заключение договора перевозки пассажира и его ручной клади конкретным видом внеуличного транспорта.

Виды перевозок

1. В зависимости от осуществления перевозки в пределах Российской Федерации либо за ее пределами различаются:

  • внутригосударственные перевозки;
  • международные перевозки.

Перевозки в международном сообщении – это перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. В зависимости от количества перевозчиков, участвующих в перевозке по единому транспортному документу, разграничиваются:

  • перевозки местного сообщения;
  • перевозки прямого сообщения;
  • перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения.

Перевозки местного сообщения – это перевозки в пределах территориальных границ деятельности одной транспортной организации, осуществляемые по единому транспортному документу.

Перевозки прямого сообщения – это перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по единому транспортному документу. Например, перевозки в прямом железнодорожном сообщении – перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в России с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 2 УЖТ РФ).

Перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения – это перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями различных видов транспорта, но по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 788 ГК РФ).

В сфере железнодорожного транспорта выделяются перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида (ст. 2 УЖТ РФ).

Читайте также:  Езда без страховки с договором купли продажи

Правовое регулирование отношений по перевозке

Гражданский кодекс РФ включает в себя гл. 40 «Перевозка», которая содержит базовые нормы, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг по перевозке груза, пассажиров и багажа, а также отношения по организации и обеспечению перевозок. В силу прямого указания закона общие нормы гл. 39 ГК РФ, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг, не применяются к регулированию отношений по перевозке (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Транспортные уставы и кодексы имеют статус федеральных законов и должны учитывать требование п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Отношения по перевозке также регулируются нормами международного права (ст. 7 ГК РФ), иными федеральными законами и правовыми актами, содержащими нормы гражданского права (ст. 3 ГК РФ), обычаями, сложившимися в сфере предпринимательской деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа (ст. 5 ГК РФ).

При регулировании перевозки условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Нормами Гражданского кодекса РФ, транспортных уставов и кодексов, иных законов и издаваемыми в соответствии с ними правилами может быть установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Федеральными законами были приняты следующие транспортные уставы и кодексы:

  • Воздушный кодекс РФ;
  • Кодекс торгового мореплавания РФ;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ;
  • Устав железнодорожного транспорта РФ;
  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Деятельность транспорта общего пользования и общие условия перевозки грузов, почты, пассажиров, багажа и грузобагажа определяются специальными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними правилами, а также обычаями, сложившимися в сфере осуществления предпринимательской транспортной деятельности.

При перевозке пассажиров транспортом общего пользования, кроме того, следует руководствоваться Законом РФ «О защите прав потребителей». Однако этот Закон может применяться к отношениям, вытекающим из договоров перевозки граждан, только в части, не урегулированной специальными законами. В частности, при воздушных перевозках положениями ст. 120 Воздушного кодекса РФ установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Положения ст. 120 Воздушного кодекса РФ, а также п. 76 Общих правил воздушных перевозок, как специальные нормы транспортного законодательства, пользуются приоритетом перед нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».

Как характеризуется договор перевозки пассажира и багажа

Перевозка пассажиров вне зависимости от транспорта должна регулироваться соответствующими договорами и иными правоустанавливающими документами.

Перевозки могут осуществляться автомобильным, водным, воздушным и железнодорожным транспортом (согласно статистике, это самый безопасный вид из перечисленных). Возможно, что в двадцать первом веке получит своё развитие ещё один вид перевозок — космический. Тем более, что один пассажир-турист в 2001-м году уже был доставлен на орбитальную станцию.

В каких случаях он обычно заключается

Договор на пассажирские перевозки может существовать в устной форме. Фактически он заключается, например, тогда, когда человек на автовокзале покупает билет. Билет сам по себе не является соглашением (так как здесь нет подписей сторон), но он удостоверяет его заключение. Согласно данному договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения.

Данный документ является публичным. И отказать в продаже билета перевозчик может только при отсутствии свободных мест, или если человек не может сесть в автобус по состоянию здоровья.

В купленном билете, как правило, указывается номер места пассажира. И именно его обязан предоставить перевозчик. В форс-мажорных случаях можно предложить пассажиру другое свободное место. Но если предоставленное место дешевле по стоимости, разница должна быть возмещена.

Письменные соглашения заключаются тоже не так уж редко. Такой договор может быть актуален, скажем, в такой ситуации: заказчик (физлицо) нанимает несколько автобусов, чтобы привезти всех на место проведения свадьбы, а потом отвезти обратно.

Договоры могут заключаться не только с физическими лицами, но и с юридическими. Допустим, фирма-перевозчик обязуется доставлять работников организации каждое утро на работу. В таком случае соглашение заключается между такой фирмой и предприятием.

Вышесказанное касается не только автомобильного транспорта, но и любого другого.

Подробная информация об услугах перевозки представлена на следующем видео:

Если вас интересует, для чего нужна товарно-транспортная накладная, прочтите этот материал.

Основные пункты

Содержание соглашений формируется как общим гражданским кодексом, так и частными транспортными кодексами.

Обычно в них присутствует следующая информация:

  • название и месторасположение перевозчика;
  • вид и количество единиц транспорта;
  • понятный маршрут перевозки;
  • время отправления и прибытия;
  • цена услуг;
  • льготы при поездке.

Конечно, в письменном варианте договора обязательно разъясняются права и обязанности каждой стороны. Это может быть сделано в одном пункте или в двух («Права и обязанности пассажира», «Права и обязанности перевозчика»).

Ответственность за несоблюдение условий соглашения тоже указывается здесь же. К примеру, в документе может быть прописано, что перевозчик несёт ответственность за смерть или нанесение вреда здоровью пассажира.

В целом подобные документы похожи, хотя есть нюансы, которые определяются видом транспорта, а также типом сообщения. Напомним, что сообщение может быть:

  • городским;
  • пригородным;
  • междугородним;
  • международным.

Напоследок заметим: если вы хотите составить грамотное соглашение, которое максимально защищало бы ваши интересы, стоит обратиться к профессиональному юристу.

Договор перевозки и договор организации перевозок

3. Договор перевозки и договор организации перевозок.

Следует различать два близких понятия: договор перевозки и договор организации перевозок. По договору перевозки (ст.ст. 785 и 786 ГК) перевозчик обязуется перевезти в назначенный пункт пассажира и его багаж, либо доставить в пункт назначения вверенный ему груз и выдать этот груз управомоченному лицу. Таким образов в договоре перевозки всегда идет речь о конкретном объекте перевозки. Договор об организации перевозок не является договором перевозки, в связи с чем подчиняется нормам общей части обязательственного права (раздел 3 ГК).

Договоры на организацию перевозок (ст. 798 ГК) заключаются между перевозчиком и грузовладельцем в случае, когда их отношения приобретают длящийся характер. По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в обусловленные сроки принимать к перевозке грузы, предъявляемые в обусловленных объемах грузовладельцем. Поэтому предметом такого договора становятся не конкретный груз, а только объемы груза, сроки его представления и сроки его доставки грузополучателю. Гражданским кодексом не предусмотрены договоры на организацию перевозок пассажиров, что, тем не менее, фактически имеется на пассажирском транспорте, например, при перевозке туристов.

Данный договор сконструирован как двусторонний, возмездный, консенсуальный.

Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа представляют собой договоры, в которых определяются порядок передачи, приема грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когда перевозка грузов осуществляется разными водами транспорта по единому перевозочному документу (транспортной накладной, проездному билету, багажной квитанции), а также условия осуществления перевозок. Такие соглашения должны заключаться между транспортными организациями в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках[12] (ст. 788 ГК). Указанные соглашения определяют в основном взаимоотношения, складывающиеся между транспортными организациями.

Заключение договоров об организации перевозок предусмотрено также в транспортных уставах, кодексах: ст. 17 ТУЖД, ст. 107 КТМ, ст. 60 УВВТ, ст. 36 УАТ. На внутреннем водном транспорте вместо термина “договор об организации перевозок” применяется термин-аналог “навигационный договор”.

Взаимодействующие в транспортном узле организации транспорта заключают двух- или многосторонние договоры об организации работ по обеспечению перевозок грузов, о централизованном завозе и вывозе грузов и другие (ст. 799 ГК), обычно именуемые узловыми соглашениями. Такие договоры не являются договорами перевозки груза, а относятся к договорам подрядного типа.

4. Договор перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик также обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях, провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм, сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 786 ГК).

Как видно, договор перевозки пассажира двусторонний, возмездный. Не вызывает сомнений также его консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать подвижной состав в соответствии с расписанием движения поездов, автобусов, воздушных и водных судов и предоставить пассажиру место в соответствующем транспортном средстве, а также принять от него багаж возникает с момента приобретения пассажиром провозного билета.

Перевозчик обязуется доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. Отнесение вещей пассажира к багажу определяется по правилам, устанавливаемым правилами перевозок пассажиров и багажа на соответствующем виде транспорта.

За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Читайте также:  Как можно расторгнуть договор купли продажи оборудования?

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещается транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. В настоящее время имеется более 60 льготных категорий пассажиров, которым законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов федерации установлены льготы в оплате проезда на транспорте и провоза багажа.

5. Договор перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, товарно-транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом (ст. 785 ГК). Порядок оформления документов на груз определяется правилами перевозок соответствующих видов транспорта.

Данный договор может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). Из определения этого договора усматривается его отнесение к числу двусторонних договорных обязательств, так как права и обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем. В договорных отношениях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности.

За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. Также за счет бюджета возмещаются расходы по перевозкам грузов в случае перевозок в связи с чрезвычайной ситуацией.

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором и с соблюдением положений, установленных транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка и выгрузка груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения и в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Кроме того, в ГК РФ имеются нормы, определяющие еще два вида договоров, относящихся только к сфере правоотношений связанных с перевозкой грузов.

Договор об организации перевозок грузов – договор, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец принимать к перевозке грузы в обусловленном объеме. В нем определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также другие условия организации перевозки. Такие договоры носят долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ).

Данный договор сконструирован как двусторонний, возмездный, консенсуальный. При этом учитывался опыт применения норм, содержавшихся в ранее действовавших транспортных уставах и кодексах на различных видах транспорта: о годовом договоре – на автомобильном транспорте: долгосрочном договоре перевозок грузов – на морском транспорте; навигационном договоре – на внутреннем транспорте; специальном договоре – на воздушном транспорте.

Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) заключаются между организациями различных видов транспорта в порядке, определяемом транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами (ст. 799 ГК). Предмет обязательств, вытекающих из таких договоров, – действия транспортных организаций по обеспечению приема грузов, доставленных в место отправления (железнодорожная станция, порт (пристань), аэропорт) и сдаваемых к перевозке не грузоотправителем, а транспортной организацией другого вида транспорта; перевалка грузов в пути их следования с одного вида транспорта на другой; выдача груза транспортным организациям для доставки их получателям. Иными словами, договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов могут регулироваться взаимоотношения транспортных организаций, складывающиеся между ними на протяжении всего процесса перевозки грузов. Отличие договора об организации работы по обеспечению перевозок грузов от соглашений, заключаемых между организациями различных видов транспорта при прямом смешанном сообщении, состоит в том, что в первом случае речь идет о регулировании взаимоотношений, складывающихся между транспортными организациями различных видов транспорта при перевозке грузов, не охватываемых единым транспортным документом (по нескольким транспортным накладным). Хотя, конечно же, не исключена возможность заключения транспортными организациями различных видов транспортного договора, предусматривающего как обязательства по обеспечению перевозок грузов, осуществляемых по различным транспортным документам, так и обязательства, связанные с организацией перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Однако в последнем случае речь идет о договоре, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор) и к отношениям сторон будут применяться правила (в соответствующей части) об обоих видах договоров (п. 3, ст. 421 ГК). По такой модели заключаются, в частности узловые соглашения, регламентирующие порядок и условия взаимодействия транспортных организаций в пунктах перевалки грузов.

Говоря о сфере правоотношений, связанных с перевозками грузов, нельзя обойти вниманием и отношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлением отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства. В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Его погрузка (выгрузка) осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, выполняемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не предусмотрены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем они не охватываются в полном объеме теми договорами, опосредующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в главе 40 ГК.

Организационные договоры при перевозке пассажиров

Главное меню
  • Главная
  • Основы транспортного права
  • Связь транспортного права с другими отраслями права
  • Дорожный транспорт
  • Правовое содержание транспортных отношений
  • Договор перевозки
Транспортная система России
  • Современное состояние транспортной системы России.
  • Проблема выбора видов транспорта.
Организация перевозок грузов
  • Основы организации грузовой и коммерческой работы транспорта
  • Техсредства для выполнения грузовых работ
Международное транспортное право
  • Международные перевозки
  • Новости

Понятие и виды договоров перевозки

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса – грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона – перевозчик – обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона – отправитель груза – обязуется уплатить за перевозку установленную плату). Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.

Читайте также:  Порядок продажи авто по договору купли продажи

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актов допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК РФ).

В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.).

Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. XI ВК).

Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила международных полетов воздушных судов и другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные (ст. 4 УАТ и ГЭТ).

К городским перевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным – перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным – перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км ; к международным – перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Безусловно, важным условием при перевозке грузов, является разграничение понятий “перевозка грузов” и “транспортировка грузов”.

В действующем законодательстве, ряде федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации применены понятия “транспортирование грузов” и “перевозка грузов”. Так, в ст. 15 Федерального закона от 21 июня 1997 г . N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” говорится о грузах, которые “хранятся, транспортируются”, а в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г . N 150-ФЗ “Об оружии” в ст. 1 “Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе” применяются понятия “перевозка” и “транспортирование” оружия. Статья 25 данного Закона называется “Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия”, т.е., перечисляя эти понятия, законодатель полагает, что они не тождественны и означают разные формы перемещения оружия. В Правилах оборота боевого, ручного, стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г . N 1314, также используются оба эти понятия, а разд. VI Правил носит название “Перевозка и транспортирование оружия”.

Применяемые в законодательстве понятия “транспортирование грузов” и “перевозка грузов”, безусловно, не идентичны, так как означают различные формы перемещения грузов (продукции, товаров). Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов, и перевозка грузов подразумевают перемещение их из одной точки в другую. Однако это не так. Следует иметь в виду, что не всякое территориальное перемещение грузов (их транспортирование) с помощью транспортных средств, как это предусмотрено в Федеральном законе “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, можно назвать перевозкой. Так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо юридического либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.), не порождает обязательств по перевозке грузов. Не порождает обязательств по перевозке грузов, например, транспортирование оружия, осуществляемое не только внутри своего производства, но и за его пределами. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку.

Таким образом, понятия “транспортирование грузов” и “перевозка грузов” не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

orgperevozok.ru

Технология транспортных процессов

Новое

Популярное

3. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков

Глава III. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа

Статья 50. Для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Примерная форма указанного договора устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
В соответствии с договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику такие услуги для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги. На основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры может быть предусмотрено выполнение следующих работ (услуг):
предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа объектов инфраструктуры;
обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры;
управление движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта;
предоставление возможности не связанного с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок;
заключение владельцами инфраструктур от имени перевозчика договоров на эксплуатацию, договоров на подачу, уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;
погрузка, выгрузка, хранение грузов и иные работы (услуги).
Владельцы инфраструктур и перевозчики вправе заключать иные предусматривающие выполнение других работ (услуг) договоры.

Статья 51. Порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре для перевозок грузов и оказания иных услуг по использованию инфраструктуры устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры.

Статья 52. Для перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа доступ к инфраструктуре предоставляется перевозчикам на основании графика движения пассажирских поездов. Сроки ввода в действие графика движения пассажирских поездов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Владельцы инфраструктур разрабатывают график движения пассажирских поездов на основании подаваемых не позднее чем за семь месяцев до ввода графика движения в действие обращений перевозчиков о включении пассажирских поездов в такой график. Разработка указанного графика завершается не позднее чем за четыре месяца до ввода их в действие. При разработке графика движения пассажирские поезда имеют приоритет перед грузовыми поездами.
По обращениям перевозчиков владельцы инфраструктур могут разработать индивидуальные графики движения пассажирских поездов в соответствии с правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры.

Статья 53. За не связанное с перевозочным процессом нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, принадлежащих перевозчикам или привлеченных ими для перевозок, владельцем инфраструктуры с перевозчиков взимается плата по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 54. Перевозчики на основании публичного договора с владельцами инфраструктур могут предусматривать передачу своих обязанностей по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов, в том числе заключение указанных договоров, владельцам инфраструктур. В этом случае владельцы инфраструктур вступают во взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов от имени перевозчика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector